Это является основным изложением первейших и наиглавнейших стадий космической эволюции, встречаемое в ведической литературе. Это есть краеугольный камень, на котором была воздвигнута величественная надстройка доктрины эволюции посредством научных и логических процессов позднейшими философами. Среди шести главных школ философии в Индии система Санкья философа Капилы посвящена всецело систематическому, логическому и научному объяснению процесса космической эволюции. Капила, согласно предположению востоковедов, жил в седьмом веке до Рождества Христова. Он может быть назван отцом индусской эволюционной теории. Его космология распространилась далеко и широко по всей Индии, и все те, кто приходили в соприкосновение с древними арийцами, более или менее подпадали её влиянию. Нет ни одной древней философии в западном мире, которая не заимствовала бы нечто из системы Санкья Капилы. Идею эволюции, которой придерживались древние греческие философы и неоплатоники, можно проследить и отнести к влиянию философской школы Санкья. Проф[ессор] Е.В.Хопкинс в своём труде «Религии Индии» говорит: «Платон полон идей Санкья, разработанных им, но заимствованных им от Пифагора. До шестого века до Р[ождества] Хр[истова] все религиозно-философские идеи Пифагора были весьма распространены в Индии (Л. фон Шредер «Пифагор»). Если бы было лишь два-три таких случая, то они могли бы быть отставлены, как случайные совпадения, но такие совпадения слишком многочисленны, чтобы быть результатом случайности» (стр. 559). Далее он говорит: «Неоплатонизм и христианский гностицизм обязаны во многом Индии. Гностические идеи, что касается до множества небес и духовных сфер, произошли из индусских источников. Душа и Свет — едины в системе Санкья, прежде чем они стали такими в Греции. Когда они появились объединёнными в греческой философии, то это благодаря мысли, заимствованной из Индии. Знаменитые три качества в системе Санкья проявляются, как гностические три класса» (стр. 560).
Что касается до нео-платонизма, то проф[ессор] Гарбэ говорит: «Мировоззрение Плотина совершенно согласуется с воззрением системы Санкья. Порфирий, ученик Плотина, написал Йогическую доктрину непосредственного восприятия, ведущего к соединению с Божеством. Бесспорно известно, что это было списано Порфирием с трактата Бардезанса, который содержит изложение из «Браман», в то же время во многих случаях он просто повторяет факты из философии Санкья» («Религии Индии», стр. 561). Говорят и вообще предполагается, что Пифагор прибыл в Индию и изучал начала этой философии, затем распространял её в Греции и Александрии. Греческая легенда полна описаний его путешествий в Египет, Финикию и Индию. Проф[ессор] Хопкинс говорит: «После тщательного просмотра и изучения точек соприкасания и после, насколько возможно, беспристрастного взвешивания исторической очевидности за и против оригинальности Пифагора, мы не в состоянии прийти к иному заключению, нежели к тому, что греческий философ заимствовал всю свою систему из Индии» (стр. 559).
В системе Санкья особенно поражающе, что её ультимативные заключения гармонируют и совпадают с выводами современной науки. Во-первых, ничто не может произойти из ничего. Во-вторых, следствие заключено в причине, то есть следствие есть причина воспроизведённая или, иными словами, причина есть потенциальное или непроявленное состояние, и, когда оно проявлено, оно называется следствием. В-третьих, разрушение означает возвращение следствия к своему причинному состоянию. До позднейшего времени эта истина опровергалась многими западными учёными. В-четвертых, законы Природы однообразны и регулярны во всём. То, что имеется в микрокосме, имеется и в Макрокосме. В-пятых, построение Космоса есть результат эволюции космической энергии, именуемой Пракрити. Таковы некоторые главные заключения, к которым пришёл Капила через наблюдение и опыт, следуя точно правилам индуктивной логики. Капила понимал закон притяжения и отталкивания, когда он утверждал знаменитый афоризм, который гласит: «Появление феноменов обязано процессу Рага, или притяжения, и Вирага, или отталкивания». Согласно Капиле, Пракрити или недифференцированная причинная энергия не сотворена и вечна, но бесчувственна. Это есть состояние равновесия всех сил, находящихся во взаимоотношении и являющихся его выражениями. Здесь мы встречаем первую мысль о корелляции или соотношении сил, которые проявляются в субъективном и объективном мире. В этом состоянии равновесия нет ни творения, ни феноменов. Когда равновесие этих сил нарушено, тогда начинается процесс эволюции. Этот процесс продолжается миллионы лет, а затем начинается космическая инволюция, или разложение. Процесс инволюции есть лишь обратная сторона процесса эволюции. За эволюцией следует инволюция, а за инволюцией снова следует эволюция. Цепь эволюции, инволюции и снова эволюции являет круг. Он без начала и конца. Период космической эволюции называется на санскрите кальпою или же циклом. Период инволюции — другой цикл. При конце одного цикла космического разложения феноменальный мир возвращается к своему причинному состоянию.