Люди не были бы людьми, если бы среди них не находились субъекты, делающие деньги на всём, в том числе и на страданиях ближних. Это — о паразитах человеческого страдания и невежества, жрецах всех культов, служителях всех церквей, сектантах всех окрасок. Все они говорят страдальцам одно и то же, независимо от того, на какие именно священные тексты ссылаются: «Ты страдаешь из-за греховности своей природы. Ты обречён грешить и страдать из-за этого. Ну, ничего, мы поможем тебе, мы будем прощать твои прегрешения. По Писанию и по прейскуранту, за соответствующую плату, в зависимости от тяжести греха. Для этого единственно истинное Божество наделило нас соответствующими полномочиями и силами». Традиционные церкви, уже сделавшие себе имя, солидно рассчитывают на 10% дохода клиента. Массовый охват позволяет стричь овечек в достаточно скромных размерах. Новые секты на рынке суеверий действуют грубо, напористо, стремясь с доверивших им свою совесть заполучить не только «движимость», душу, но и всю нажитую недвижимость.
Но страдания вызваны действиями законов природы, которую нельзя подкупить. И самозванные посредники между людьми и Духом, берущиеся за «свой процент» уладить ваше дельце в Небесной Канцелярии, своей ложью лишь усиливают страдания. Они не только обманывают людей, но и внедряют в умы развращающую идею, что Всевышнего можно подкупить!
Природу нельзя подкупить, её можно и должно изучать. Изучая её, мы обнаруживаем интересный сорт людей. Их заставляет действовать не внешнее принуждение, а внутреннее побуждение. Они действуют вопреки тому, что мы снисходительно зовём «человеческой природой». Они как бы сделаны из другого теста. Они не бегут от страданий, наоборот, идут им навстречу. Они обрекают себя на интенсивные физические, эмоциональные, интеллектуальные страдания, на муки совести. Они не уклоняются от бед, они встречают их грудью, и часто, сами того не желая, создают беды себе и другим. Они возмущают сложившиеся порядки, взрывают их. За это их уничтожают, потом долго и яростно проклинают, пока не обнаруживается, что те порядки были отжившими, умирающими и мертвящими и их надо было взорвать, чтобы открыть дорогу новому творчеству жизни. После этого их начинают превозносить.
Эти люди совершают не только политические перевороты, но и перевороты в умах. А история по-своему взвешивает величие их дел. Вот Александр Македонский. Он перевернул пол-Азии и объединил её в Империю. Но после его смерти воздействие данного им импульса было погашено, исторические силы перегруппировались и сконцентрировались в противостоящих друг другу центрах. Объединение Европы и Азии не состоялось. А вот воздействие Христа повлияло на огромную человеческую общность, оно начало новую «христианскую» эру, сформировало новый тип сознания. Единой христианской церкви нет, и целостность «христианского мира» есть целостность культурная, а не церковная. Появился новый тип героя, которого прежде не знали. Древний мир стоял на героях, которые отдавали свои жизни за народ, за город, за честь рода, семьи, класса, за личную честь. Христос своим подвигом расширил понятие героизма: принеся свою жизнь в жертву непонятной вещи — истине, он превратил её в наивысшую ценность. На вопрос Пилата: «Что есть истина?» — прозвучал ответ миллионов: «Самое лучшее моё устремление есть истина, и я не пожалею за неё самой жизни!» Другое дело, что принимается за истину. Ницше показал, что именно этот подход к истине лежит в основе западной науки. Бердяев показал, что именно этот дух воспитал большевиков.
«Ясно, что можно нескончаемо приводить неоспоримые примеры из стран великих и малых о безошибочном суде души народной. В этих воспоминаниях составится блестящий ряд Выразителей стран, Выразителей эпох и духа человеческого. Разнообразны будут эти Выразители и по Времени и по положению своему, по окружающим их обстоятельствам, но какая-то неоспоримая планетарная ценность выявляется при отборе этих строительных прекрасных имён-понятий... — пишет Рерих, — Их вовсе не мало, и хранилище планеты, сокровищницы творящего подвига, поистине прекрасно».
Герои были и есть — это научный факт. Исследуя эволюцию биосферы, выдающийся учёный, географ Лев Гумилёв обнаружил, что человечество движется вспышками энергии. Люди — это часть природы, поэтому энерго-информационные взаимодействия и превращения, составляющие суть природных процессов, определяют и ход истории. История развивается определёнными циклами, которые реализуются энергетическими толчками, побуждающими людей к активности. Эти заряды энергии проходят в народные массы через вполне определённых людей. Появление этих людей непреложно, энергия, приносимая ими, «имеет космическое происхождение». Лев Гумилёв назвал это явление «пассионарностью» (от латинского passio — страсть), а этих людей «пассионариями».
Понятно, что самым интересным и важным в исследовании «пассионарности» был бы поиск источника этой энергии и изучение закономерностей её проявления. Источником назван Космос. Но это не то космическое пространство, которое с планеты Земля изучают астрономы. Под Космосом здесь следует понимать существующий порядок вещей, иерархическую соподчинённость явлений и законов природы, проявившуюся в борьбе созидательных и разрушительных сил. «И этот Космос — не тот недосягаемый Космос, перед которым только морщат лоб профессора, — но тот Великий и простой, входящий во всю нашу жизнь, творящий горы, зажигающий миры-звёзды на всех неисчислимых планах», — говорит Рерих. Каждый камень земли принадлежит этому Космосу, он тоже создан какими-то взаимодействиями, борьбой каких-то сил. Как говорили древние: «Разум претворяет Хаос в Космос».