Поддерживая прочную связь с МЦР, нам уже нетрудно было разобраться в людях, компрометирующих рериховское движение. Речь прежде всего идет о М.Лунёве и Г.Горчакове, которые неоднократно предпринимали попытки навязывания нам своих позиций, но встретили должный отпор. Стало очевидным, что стоит за так широко распространившимися в последнее время «продолжениями Живой Этики» — фальшивками, которые нетрудно распознать при правильном понимании основ Учения. Наше общество легко прошло испытание книгами Профит, Зиновии и пр. Мы убедились, что необходимо защищать МЦР и Учение от нападок дьякона Кураева. Считаем, что здесь нужна не равнодушная позиция «непротивления», а суровый отпор его «деятельности». Через нашу газету «Орион» и в беседах с приходящими к нам людьми мы неоднократно давали разъяснения по этому вопросу.
Итак, на основе полученного опыта мы пришли к выводу, что каждое рериховское общество, осознавая принцип иерархической преемственности, должно согласовывать свою позицию и действия с МЦР. Посмотрите, какой высокий уровень и размах работы имеют рериховские общества, давно сотрудничающие с МЦР или ставшие его Отделениями!
И мы на своем опыте почувствовали, что такое сотрудничество задает новый, усиленный ритм нашей работе, учит самоотверженности и устремленности.
Урок второй: Рериховское общество — это общество единомышленников, мировоззренческим стержнем которых является Учение Живой Этики.
Процесс духовного роста каждого человека глубоко индивидуален, и коллективно идти к духовному очищению вряд ли возможно, но общение людей, изучающих Живую Этику, очень важно. Это дает возможность взаимообогащения друг друга, объединении мыслей в одном направлении, способствует усилению общего устремления.
Как мы убедились, этот вопрос имеет в рериховском движении две крайности. Первая: «занятия по Учению без общей работы». Вторая: «общая культурная работа без Учения». Наше общество прошло через первую, и мы поняли, что на этом пути существует опасность уйти в умствование и в «гармоничную теоре тизацию». Если эта тенденция пересилит стремление применять Учение на практике, в делах на Общее Благо, то рериховское общество может превратиться в обособленную группу «избранных» или, проще говоря, в секту. При этом неизменно проявляются такие болезни искажения основ Учения как «самость превосходства», утверждения типа: «мы — высокодуховные люди», «мы — судьи», и т.п.
Об этих процессах серьезно предупреждает Людмила Васильевна Шапошникова: «Возвращаясь к рецидивам религиозного мышления, следует сказать, что оно, как правило, приводит к различным формам сектантства: к изоляции небольших групп людей, которые, будучи очень уверены в себе, стараются обособиться от всей внешней жизни, бушующей за пределами этих групп. И Живая Этика и Николай Константинович Рерих в своих очерках нам постоянно напоминают о необходимости быть в самой гуще жизни. А здесь явная попытка ухода, и по-человечески ее можно понять. «Там такое безобразие творится, а у нас здесь благолепие, песнопения, красивые слова... ах, какие мы хорошие». На самом же деле позиция эта глубоко неверная. Если, скажем, вы живете в городе, где гибнет музей, где разрушаются памятники культуры, то требуются от настоящих рериховцев действия, а не красивые слова... Поэтому, какова рериховская организация, можно определить не по тому, что она о себе думает, — думает она о себе, как правило, хорошо, — а по тому, что она сделала». (Из выступления Л.В.Шапошниковой на собрании рериховских организаций от 24.03.1995, «Мир Огненный, № 15).
Мы убедились, как трудно обсуждать положения Живой Этики с теми, у кого слова расходятся с делом, когда нет реального применения основ Учения в конкретной работе на Общее Благо, в сотрудничестве. Люди, пытающиеся «сгармонизироваться» путем коллективных умствований напоминают образ мальчика Кая из сказки Андерсена «Снежная королева». Помните, как имея ледяное сердце и отрешившись от всего мира, он пытался из льдинок составить слово «Вечность». Как сказано в работе Рериха «Все тихо»: «Лучше шумите, но делайте!»
Вторая крайность — «общая культурная работа без Учения» тоже, к сожалению, проявлена в некоторых рериховских обществах. Хотим отметить, что при схожести целей рериховских обществ и некоторых других культурных организаций, все же надо понимать разницу между ними. На наш взгляд, роль рериховского общества состоит не в том, чтобы подменять в просветительской работе ученых, педагогов и т.д. Нам следует привлекать таких людей, объединять их в деятельности на благо эволюции, убеждать в необходимости синтеза. При этом неотъемлемая задача рериховского общества: нести Учение в жизнь, то есть помогать людям открывать для себя новое мировоззрение — Живую Этику. Но нужно понимать, что Учение Живой Этики — это научно-философская, а не религиозная система, и оно не может распространяться путем миссионерства. Поэтому мы стараемся никого не зазывать, ничего не навязывать, но твердо выражаем свою позицию приходящим.