В качестве символа синтеза нам дано Знамя Мира — искусство, наука и философия в едином пространстве (круге) Культуры. На наш взгляд, этот символ является своеобразным ключом к пониманию всего Рериховского наследия. Если мы будем искусственно выделять какой-нибудь один аспект, например, только философский, произойдет нарушение гармоничного сочетания такого триединства и, как следствие, непонимание глубины Рериховских идей.
Семья Рерихов показала всему миру пример универсальности и многогранности свершений. За годы своей работы мы постепенно пришли к осознанию того, что наследие Рерихов — художественное, философское, научное — едино! И, чтобы приблизиться к правильному пониманию Рериховских идей обновления мира и человека, нужно «пройти путем Рерихов», то есть стать образованными в разных областях жизни и утвердить синтез в познавании и труде.
Пример синтеза в Рериховской работе — Международный Центр Рерихов. И каждое рериховское общество, на наш взгляд, должно проявлять в своей работе эти грани синтеза: культурно-просветительское, философское и научное направления. Поэтому мы стараемся включать в программу своей работы и лекции по искусству, и беседы по философским вопросам и темам Учения, и научные исследования. Так наше общество проводит историко- краеведческие исследования о пребывании Н.К.Рериха в Ярославской губернии, а также его картинах, связанных с нашим краем. Кроме того, мы работаем над подготовкой тематических подборок из Учения и поиском аналогии в лучших произведениях мировой литературы. Учение Живой Этики реализует себя через науку, поэтому для дальнейшего развития нашей работы мы стремимся налаживать связи с научной общественностью города.
Урок пятый: Рериховское общество — это общество сотрудников. Научиться сотрудничать — это наиболее важная и трудная задача для Рериховского движения на современном этапе.
Самое, пожалуй, важное, для себя открытие в опыте сотрудничества мы хотели бы выразить словами Л.В.Шапошниковой: «Сотрудничество может идти только через работу и труд. Нет абстрактного сотрудничества. Никакими молитвами вы не вызовете сотрудничество, если не работаете и не трудитесь. Основа всех наших достижений, основа расширения нашего сознания — это труд. Ибо таков этот мир. Плотный физический мир — мир рукотворчества, как пишут в Агни Йоге, и труд стоит во главе угла нашего творчества, наших свершений, нашего совершенствования... Если есть рериховские организации, которые не могут работать, не осознают, что им делать — зачем они?..» (Из выступления на собрании рериховских организаций, «Мир Огненный», № 8).
Как показал опыт нашей работы, рери ховское общество должно обязательно стремиться внутренне быть единым целым, бережно охраняя взаимопонимание и созвучие близких сотрудников, проявляя распознавание и мудрость ко вновь приходящим. Гармоничное сотрудничество дается не сразу и не легко.
В состав рериховского общества входят люди разных накоплений и устремлений. По неизменным законам духовного развития, со временем, в каждом из нас, начинают выявляться не только хорошие, но и отрицательные накопления. Порою обнаруживаешь в себе такие черты характера, о которых даже не подозревал. Бывает, что различия во взглядах сотрудников проявляются довольно резко, но именно в общем труде, в совместной культурной работе постепенно сглаживаются острые углы взаимоотношений, строится взаимопонимание.
«Невозможно даже мыслить о Братстве, если человек не рад принять участие в общем труде. Каждый общий труд содержит много сторон, которые отвечают различным способностям. Разве тесно поле труда? Разве не весело чувствовать около себя истинных сотрудников? У Нас не мала радость каждому сотруднику. Осторожно нужно ободрить каждого приближающегося. Не нужно печаловатъся об отпадающих, если дух не может понять истинной радости». (Братство, 108).
Мы заметили: когда общество едино, особенно хорошо удаются новые дела, появляются новые контакты, то есть работает «магнит сотрудничества». Актуальный пример — работа общества по проведению в городе юбилеев Н.К. и С.Н.Рерихов. Именно в этом общем полезном труде проявились такие качества сотрудников, как самоотверженность, организованность, сплоченность.
Результат порадовал всех: участие общества в Общероссийской востоковедческой конференции «Герасим Лебедев и его время» (второй год символом научной конференции в Ярославле было Знамя Мира); выставки репродукций картин Рерихов в Музее истории города, областной библиотеке и школе искусств; публикации о Н.К.Рерихе в местной прессе, издание юбилейных «Вестников» о Н.К. и С.Н.Рерихах; проведение «Дней Культуры», посвященных Рериховским юбилеям в областной библиотеке и школе искусств и, наконец, Знамя Мира над Музеем истории города.
Мы полагаем, что в отношении внешней стороны сотрудничества рериховское общество не должно считать себя замкнутым «оккультным кругом», а быть открытым к сотрудничеству с другими культурными и научными организациями, оно должно быть магнитом для притяжения к совместной работе людей с прогрессивными взглядами, причем, не обязательно единомышленников.