Урок третий: Рериховское общество — это общественная организация, в задачи которой должна входить широкая культурно- просветительская деятельность.
Это означает, что рериховское общество должно активно участвовать в культурном строительстве, а не заниматься интеллектуальными или оккультными упражнениями.
«Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как единственная самозащита от разложения. Ныне можно стремиться лишь по этому направлению. Наш приказ не упускать каждого случая, чтобы напомнить о Культуре...» (Мир Огненный, ч.1, §190).
Примером в воплощении этого указа нам служит семья Рерихов. Вся их самоотверженная деятельность была посвящена Культуре. МЦР своей необычайно широкой программой культурной деятельности показывает нам пример такой деятельности.
Спектр культурно-просветительской работы у каждого рериховского общества может быть разным. Например, наше общество развивает следующие направления: работа общественной библиотеки и сотрудничество с библиотеками области; издание газеты «Орион» и «Вестников» к памятным Рериховским датам; проведение в различных культурных и образовательных учреждениях области передвижных выставок репродукций картин Рерихов с экскурсиями и беседами о наследии этой великой семьи. Так, в октябрьские юбилейные дни нашу выставку с удовольствием приняли Музей истории города и областная библиотека им. Некрасова.
Работа рериховского общества в Ярославле осложняется тем, что наш город в последнее время стал очень «православным», вернее клерикальным. Имя Рериха вызывает агрессию местной церкви, а также тех государственных структур, которые с ней тесно сблизились. Например, в прошлом году, ко дню рождения Н.К.Рериха, наше общество в областной прессе объявили... одной из сект. Мы опубликовали опровержение. Однако доказывать что-то после того, как нам приклеили «ярлык», было достаточно сложно. Несколько недель спустя наше общество представило доклады на Международную востоковедческую конференцию «Россия-Восток», проходившую в Ярославле. Во время конференции в здании областной администрации, по инициативе общества, было поднято Знамя Мира. После этого нападки сразу же прекратились. Мы поняли, что доказывать свою правоту можно только делами и лучшей защитой от клеветы будет расширение работы и улучшение ее качества.
Кстати, мы заметили, что критерием нашей работы может служить доброжелательное отношение и соучастие людей, пусть и незнакомых с Живой Этикой, но высоких профессионалов своего дела — ученых, педагогов, работников искусства. Очень радует, что в последнее время таких людей в наших делах становится все больше.
Мы убеждены, что сотрудники рериховских обществ должны непременно ставить перед собой задачу повышения своего культур ного уровня. Поэтому так важна система самообразования, культурного просвещения, и мы стремимся делать шаги в этом направлении. В этом году мы попробовали себя в новом деле: проведении Пушкинского юбилея. При его подготовке мы получили возможность убедиться в синтетической гениальности великого русского поэта и расширили свои познания не только в русской литературе, но и в музыке, истории, философии. В обществе организованы постоянные лекции по астрономии, которые проводит специалист из планетария, и лекции по мировой культуре с привлечением педагогов школы искусств. Кстати, мы заметили, что повышение культурного уровня служит хорошей за щитой от фанатизма и рецидивов религиозного мышления. Наглядный пример: после того как на встречах, проводимых обществом, мы стали демонстрировать видеофильмы с лекциями Л.В.Шапошниковой, из нашей аудитории сразу отсеялись праздношатающиеся и любопытствующие «мистики».
Урок четвертый: Рериховское общество — это синтез духовного совершенствования и труда на Общее Благо, основанный на идеях семьи Рерихов.
Мы убедились, что нельзя формально разделить работу рериховского общества на внутреннюю и внешнюю, как это пытаются делать некоторые. Причем, под «внутренней» работой часто понимается самосовершенствование и общение на темы Учения, а «внешняя», то есть общественная работа, считается чем-то второстепенным. В нашем обществе отдельными сотрудниками даже вычислялся процент необходимого соотношения «внешней» и «внутренней» работы!
Вспомним, что нам заповедан синтез. Значит, внутренняя работа над собой и внешняя общественная работа должны быть тесно взаимосвязаны в синтезе. Мы же не хотим превратиться в «себялюбивых мистиков», оторванных от жизни. Нам указан путь совершенствования: «руками и ногами человеческими». Внешняя работа Рериховских обществ должна явиться результатом внут ренней, потому что при правильном внутреннем росте человек уже не может оставаться равнодушным к бедственному положению культуры и будет сознательно вносить свой посильный вклад в культурное строительство.
«Сотрудничество дается нелегко. Для усвоения его иногда требуется целый ряд жизней. Люди трудно понимают совмещение индивидуальности с общинным трудом. Как корабль в бурю, качается человеческое сознание, забывая о синтезе». (Братство, 243).