Величественные звуки музыки открыли торжественный вечер, посвящённый одной из самых значительных дат в истории XX века, дате рождения Учения Живой Этики, которую все последователи рериховских идей чтут и отмечают как День Учителя.
Открыла торжественный вечер, посвящённый этому событию генеральный директор Центра-Музея им. Н.К.Рериха, вице-президент МЦР Людмила Васильевна Шапошникова. В своём вступительном слове она в частности сказала:
«День возникновения Живой Этики и День Учителя неразрывно связаны между собой, так как составляют единое и нерасторжимое целое. Великий Учитель создал тот живой мост, который соединил сознан ие Ие рарха нашей планеты с человечеством Земли. Этим мостом оказалась семья Рерихов. Несмотря на наше просвещённое время, многие считают личности Учителей мифическими, реально не существующими. Не полемизируя с этими людьми, отмечу лишь, что если не принимать в расчёт существование таких высокодуховных личностей, которые стоят на много ступеней выше современного человека в космической эволюции человечества, то мы придём и к отрицанию эволюции, и к отрицанию развития человечества, и к отрицанию расширения нашего сознания...
Великие личности оставили в истории нашей планеты вполне зримый след. Если говорить о мифологии, то там мы найдём их следы в образах культурных героев, которые пришли на нашу планету, чтобы научить безграмотное и невежественное человечество читать, писать, рисовать, сеять и жать, а также многому другому.
С Великим Учителем не однажды встречались Рерихи. Мы знаем рассказы о таких встречах. Прежде всего, это встреча в Дарджилинге. В «Сердце Азии» Николай Константинович очень бережно описывает тот эпизод, когда Ламу несут на паланкине. Он необычно одет, не похож на других лам и скорее напоминает короля. Позже стало известно, что этот Лама был Учителем Джул Кулом, который двигался в храм на встречу с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. Там же их всех ожидал Учитель Мория.
Позже, когда я попала в этот храм, он удивил меня своим обликом. Он, казалось, не принадлежал какой-то одной религии, а в нем были собраны знаки всех религий. Готические химеры, изображения Будды и Кришны, купола мусульманской мечети, на стенах православные сюжеты, культовый источник древних Нагов, ведущий к стезе почитания Великого Учителя.
Живя в Дарджилинге и путешествуя по восточным Гималаям, я узнала интересную легенду о том, как возник этот храм. Легенда гласила, что однажды на рассвете у дома богатого парса (парсы — это члены индийской общины, выходцы из Ирана, состоящей из достаточно богатых людей) остановился всадник и вручил ему письмо. И уже на следующий день на месте, где стоит сейчас этот храм, начались строительные работы. Были снесены скалы и недалеко от дороги, чуть в стороне от буддийского монастыря Гум, возник этот удивительный храм, который сегодня может посетить практически каждый.
Другие следы Великого Учителя приводят нас в долину Кулу. Вы помните репродукцию картины Святослава Николаевича «Прогулка Учителей». Там изображена галерея замка в Наггаре и в конце этой галереи два высоких человека с наброшенными на плечи плащами. Это Учителя М. и К.Х. Черты Их лиц неясны. Святослав Николаевич дал этой картине название «Замок в Наггаре», а позже изменил на «Прогулку Учителей».
Кулу — это не единственное место встречи. Общение с Учителем у Рерихов было достаточно тесным и в физическом и в тонком теле. Именно поэтому долина Кулу и сама вилла, где жила семья, обладают энергетикой этих Высоких Сущностей. Так же как и в упоминавшемся храме, начинаешь ощущать её сразу, несмотря на прошедшие с тех пор годы.
Когда Учителя — эти великие люди — идут по миру, то следы, несомненно, остаются. Есть знак в Нью-Йорке в музее «Метрополитен», в котором хранятся уникальные ценности искусства и археологии. В одном из очерков Николай Константинович рассказал о том, как однажды к нему, когда он сидел на скамье возле этого музея, подсел человек и сказал: «Вот они знали, что такое стиль». Это был Учитель. Но самое интересное состоит в том, что когда вы входите в музей, то вам выдают жетончик, который свидетельствует, что за вход уплачено, когда выходите — жетончик сдаёте. Тогда я жетончик не сдала, так как на нём стояла буква «М». Так нередко возникают знаки, которые в силу определенных обстоятельств носят эзотерический смысл.
Чем больше проходит времени, чем глубже мы входим в материал, который был передан нашему Музею, тем больше видим самых разных работ Елены Ивановны. Сейчас готовится к печати вторая часть книги «У порога Нового Мира». В ней можно будет увидеть интересные записи Елены Ивановны, её беседы с Учителем. Их очень много и мы пока публикуем только их часть. Со временем, надеюсь, будет опубликовано и всё остальное.
Когда в 1989 году Святослав Николаевич был с последним визитом в Москве, который был связан с организацией Советского Фонда Рерихов (впоследствии Международный Центр Рерихов), ему была предоставлена резиденция Екатерины Фурцевой, бывшей тогда министром культуры. Святослава Николаевича принимали тогда на правительственном уровне. Но резиденция не спасла его от вторжения огромного количества народа. Многие тогда хотели встретиться со Святославом Николаевичем.