Учение Жизни неустанно призывает нас мыслить о будущем, жить будущим. Вдвойне важно это для школьного учителя. Но тем более нужно остерегаться, чтобы мысль о будущем не соскользнула в майю умствований или бесплодных мечтаний. Поэтому необходимо учителю реально сознавать, кто находится перед ним в классе. Ведь "...эволюция сознания каждого человека происходит по определенному плану, который состоит в раскрытии его дремлющей Божественности". И каждое воплощение – это один день в Школе Вечной жизни".
В "Космических Легендах Востока" выделяется пять ступеней, которые преодолевает человек на пути от животного к Божественному.
К первой ступени относятся молодые души, чье умственное развитие еще в зачатке. Они не умеют обуздывать свои страсти и грубую природу. Их главное побуждение – "я хочу это". План учения первой ступени – эгоизм, он необходим для усиления центра индивидуальности. Рождаются такие люди среди дикарей, в полуцивилизованных расах или в отсталых и преступных типах цивилизованных обществ. И воплощаются много раз в одной и той же подрасе с маленьким перерывом.
Умственный горизонт людей второй ступени ограничен пределами семьи, государства, национальности. Это уровень заурядного обывательского развития, когда выучивается урок – не "я", а "мы" – и надо научиться делиться с другими. Эти уже "Цивилизованные" духи воплощаются тоже много раз в одной подрасе, но уже имея небольшой отдых в промежутках, длительность которого зависит от достигнутых успехов в духовном развитии.
Культурные люди – третья ступень эволюционного плана. Основная нота их жизни: желание разделять бремя других – "дайте мне помочь вам". Мировоззрение этого уровня сознания вмещает уже единство всего человечества и устремляется к высоким целям и идеалам. Такие духи перевоплощаются 2-3 раза в каждой подрасе с промежуточным сроком в среднем 700-1200 лет.
К четвертой ступени относятся ученики Учителей Мудрости, и к пятой – Учителя.
Легенды указывают и современное состояние общества: "... два первых класса – "дикарей" и "цивилизованных" – представляют собой более девяти десятых всего человечества". Школьный учитель знает это лучше, чем кто бы то ни было. Грубость, цинизм, жестокость – явления совсем не редкие в нашей школе. Как же на основе сегодняшней реальности строить реальность будущего? И на этот вопрос ответ дает Учение Жизни. Хочется поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.
Как часто мы, сталкиваясь с трудной, подчас критической ситуацией, в том числе и школьной, спрашиваем себя: "Что же мне делать?", "Как мне поступить?". Но можем ли мы, живя в период, когда агонизирующая тьма вздымает всю муть со дна душ человеческих, лишь бы укрепиться в них, зная, на каких ступенях сознания находится сегодня большинство человечества, можем ли мы уповать только на собственные силы в этом направлении? Не переоценка ли это своих возможностей? Мое глубокое убеждение, что если раньше, может быть, и можно было как-то прожить своим умом, то сегодня, в одиночку, без обращения к Высокому Учителю и Братству, уже просто не справиться. А если обращение с просьбой наставить и вразумить станет постоянным, ежедневным, а не от случая к случаю, когда "припечет", тогда каждый сможет ощутить, какая могучая несокрушимая сила вливается в его собственные усилия. Но для этого нужен именно ритм ежедневности. Уже одно это позволило бы школьному учителю разрешить массу проблем. На своем опыте я убедилась в действенной силе молитвы, когда произошел такой случай.
На перемене я вошла в учительскую, когда конфликт достиг кульминации. Завуч, задыхаясь от гнева, горела красными пятнами, семиклассник, весь багровый, брызжущий злыми слезами, в истерике орал на нее самой непристойной бранью. Потом пулей вылетел из учительской, так хлопнув дверью, что содрогнулись стены. В учительской повисло молчание. Я не знала, в чем суть происшедшего конфликта, но вдруг необычайно отчетливо представила, как же черно и безысходно должно быть сейчас в душе этого мальчишки, какое клокотание ненависти и отчаяния. Стало так жаль его. С того момента я и начала молиться, чтобы просветлело в этой душе. Тогда я не работала в его классе, поэтому не было ничего удивительного в том, что ребенок, не здоровавшийся даже с теми, кто его учит, мимо меня проходил всегда, и вовсе не замечая. И вот, через несколько дней после случая в учительской, я иду в школу, а он выскакивает из подъезда своего дома и бежит в противоположном направлении. Но вдруг, уже на значительном расстоянии, разворачивается, лицо расплывается в улыбке, и он кричит на всю улицу: "Здравствуйте", называя меня по имени и отчеству.
Надо знать, что это за ребенок, чтобы представить, как я остолбенела в тот момент. После этого он начал здороваться со мной регулярно, и острых проблем, когда я взяла тот класс, у меня с ним не было. Еще раз хочу подчеркнуть, что внешне я никак не изменяла своего отношения к этому ребенку, но молилась за него постоянно.
Еще одной бедой многих учителей современной школы является незнание, и значит невыполнение очень важного совета Учения "Живой Этики" – не привязывайся к результатам своего труда. Наоборот, вся наша система образования ориентируется на некий стандартный результат с четкими параметрами. Но ведь даже садовник знает, что репей и при самом тщательном уходе не вырастет в розу, а фиалка – в кипарис. Почему же в глубине души у школьного учителя так часто можно найти стандартный образ, каким должен быть выпускник? И когда этот образ сталкивается с не соответствующей ему реальной действительностью, рождаются жалобы типа: "Я на него столько лет потратила, а он, неблагодарный, прошел и не поздоровался. Как печальна такая зависимость от видимого результата. Как печально саможаление, которое она порождает. Но можно ли с первоклассника требовать знание программы десятого класса? Можно ли к духу первой ступени человеческой эволюции предъявлять требование качеств второй ступени, а к уровню второй – третьей? Как же пластично и радостно надо научиться, прежде всего нам, учителям, мыслить о будущем!