До тех пор мы будем во власти иллюзий, думая о будущем, пока не научимся безошибочно распознавать, кто пришел к нам учениками за парты. Если в прежние времена распознавание было просто, т.к. основывалось на внешних признаках, то теперь оно требует особой чуткости и развития чувствознания. В книге "Озарение" сказано: "Трудность в новом делении человечества. Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяется сложным различием по светотени". Понятно, что в каждом человеке, уж коли он воплотился на Земле, намешано всякое – и от тьмы, и от света, но определить, каково соотношение этих качеств, какой полюс более магнитичен и какое задание Высшее являет дух, и есть нелегкая задача распознавания.
Учение призывает: "Без деталей надо провести общую светотень", как бы призыв в новую армию. Как трудно отобрать, не прибегая к особым мерам! Приводится даже конкретное число воинов новой армии. "Итак, Соберу под знамением Духа 1000000000 – это и будет знак Моего войска". Но возможно ли говорить о сегодняшнем строительстве этого будущего, если учитель вместо неустанного развития в себе умения распознавания ограничивается привычным "наклеиванием ярлыков" и заскорузлыми стандартами (смотрите школьные характеристики)?
В тех же Легендах сказано: "Современное Учение Востока "Агни Йога" выдвигает понятия, необходимые для следующей ступени эволюции. Первое – сотрудничество или кооперация, второе – полноправие женщины, третье – изучение психической энергии, четвертое – понимание значения мысли. Каждый из этих даров эволюции должен быть принят в полном размере и не отвлеченно". Это задачи ближайшего будущего, в том числе и для школы. Мыслить об этом, обращать мыслеобразы в дела и означает воплощать будущее в настоящем.
Какие же средства этого воплощения есть у школьного учителя? Прежде всего – это язык! Один из очень немногих на Планете, святой, данный из Высокого чистого Источника, русский язык. Не только сегодня, но уже не одно столетие злобствующая тьма пытается погасить понимание русским человеком значения тех слов, что он произносит. Нет нужды лишний раз обрисовывать мрачными красками современное состояние нашего языка. Но стоит лишь с открытым сердцем вслушаться в обыденные слова, как станет ясно, что "Радуга" – это солнечная дуга, потому что Ра – это Солнце. И, значит, радость – это даяние Солнца. И о какой бы тяжелейшей битве ни шла речь, русские говорят: "они воюют друг с другом", "встали друг против друга и начали бороться", "сразились друг с другом". - Никогда не говорится "враг со врагом". Почему?
Не потому ли, что в народе с древности жило точное знание, что не могут люли быть врагами, какими бы они ни были? Тогда где же настоящий враг, несущий раздоры и несчастья? Мы находим его в слове "ворожить" (корень – "ворож" – "ворог"). Ворожат, стремясь накликать на другого человека с помощью нечеловеческих сил, – сил подлинного врага всех людей.
Или взять ключевое слово "человек": "чело" – ученик, следовательно, человек и есть ученик, идущий через века.
Но попробуем сравнить с английским man и monkеу (обезьяна) – подозрительно близкие корни.
Еще одно важнейшее слово – "культура", данное в своем буквальном значении только Учением Живой Этики, так как во всех современных словарях растолковывается лишь первая часть этого важного слова. Но "культ" – почитание, а "ур" - Свет. Почитание Света! Если бы каждый человек сознавал значение хотя бы одного только этого слова, как много бы прояснилось! Стало бы ясно, к примеру, что картина, даже если она висит в самом престижном музее и в самой роскошной раме, но изображает лишь разрушительную мазню, не относится к явлению Культуры, т.к. не имеет ничего общего с почитанием Света.
Примеров может быть множество, но стоит подумать, разве не устремлен в будущее народ, обладающий языком, в котором зашифровано все Космическое мировоззрение? Надо только услышать и применить.
И еще одним соображением мне хотелось бы поделиться, как учителю истории. Историю человечества можно ведь рассматривать не только как достигнутый рубеж, отталкиваясь от которого можно идти дальше. Но история любой эпохи и любого народа – это великолепная иллюстрация, как качество мысли о будущем создает качество настоящего.
Качество мысли о будущем древних греков породило современное им настоящее. А качество мысли о будущем ранних христиан – свое, да еще с таким мощным импульсом, докатившимся до нас!
То же самое можно сказать и об эпохе средневековья, Возрождения, Великой французской революции, нашей революции. Какой бы период, пусть даже самой древней истории, мы им изучали, для тех, кто жил тогда, это было настоящим, рожденным представлениями о будущем.
И разве не естественным будет каждый раз на уроке прокладывать мостик от этой идеи к нашей современности и неустанно напоминать ребятам о дисциплине мысли и ответственности за каждую нашу мысль, потому что как мы думаем, такое будущее мы себе и готовим.
Конечно, задача учителя не может ограничиваться одним только распознаванием. Это всего лишь необходимое условие для помощи ученику в его дальнейшем продвижении. Поэтому сам учитель, уж коли он выбрал такую профессию, не может быть ниже третьей ступени духовной эволюции – ступени человека культурного. И даже если придут к нему, в качестве земных учеников, воплотившиеся духи четвертой и пятой ступеней – а ведь и такую возможность нельзя исключать – школьный учитель должен помочь им сориентироваться в новых условиях и утвердиться для выполнения возложенной на них задачи.
Задумаемся, какая это величайшая ответственность!