Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Романовский Владимир
Московский медицинский стоматологический институт

Цигун: «Неотложное предостережение»

В первом номере журнала «Чикита» за 1992 г. Помещена интересная публикация: перевод статьи из китайского журнала «Здоровье» «Болезнь цигун и ее профилактика» и комментарии к ней врача-психиатра В.Романовского. В первой части публикации, в частности, говорится о том, что наряду с пользой от занятий дыхательной гимнастикой цигун в последние годы нередко можно наблюдать опасные симптомы психических расстройств, вызванных неправильными занятиями без выполнения ряда условий и без опытного руководства. «Больные переживают состояние вялости, стеснения в груди, сонливость в течении дня, бессонницу или яркие калейдоскопические сновидения ночью. Они страдают головной болью, ощущением постоянно циркулирующей внутри энергией, затрудненным контролем эмоциональных реакций. Возбуждение и раздражительность ослабляют память». Анализируя эту статью, В.Романовский отмечает, что, несмотря на, казалось бы, частную медицинскую проблему, рассматриваемую в статье «аналогичные, если не те же, симптомы и состояние нередко встречаются при занятиях не только цигун, но и другими практиками, например хатха-йогой, восточными системами единоборств, упражнениями по развитию экстрасенсорных способностей и т.д.». Нам представляется, что мысли автора по поводу занятий цигун будут интересны нашим читателям. Приводим далее его комментарий с некоторыми сокращениями.


«На первый взгляд, заниматься Цигун это личное дело людей, касающееся только их внутреннего мира и организма. Тем не менее... эти состояния... перестают быть личными, поскольку человек, страдая сам, заставляет находящихся рядом людей если не страдать, то по крайней мере чувствовать дискомфорт.

Невольно возникает вопрос: а не лежат ли причины подобных явлений в каких-либо общих тенденциях и процессах? Не проявляются ли в этих индивидуальных проблемах проблемы общие?

В наше время бум возник вокруг не только китайской медицины, но и многих других древних философских систем и учений. Среди нас столько людей, увлекающихся той или иной системой, что накопить достаточное число наблюдений и проанализировать их не представляет большого труда. Нужно только задаться такой целью.

Прежде всего бросается в глаза то, что увлечения касаются в основном технических, тренировочных сторон и упражнений той или иной системы и не обращается серьезного внимания (а подчас сознательно отбрасывается под видом современного и рационального подхода) на культурные, философские и духовные основы этих учений...

При наблюдениях и тщательном профессиональном опросе выясняется, что людей к занятиям различными техниками и упражнениями толкает несколько причин. Некоторые хотели бы укрепить или восстановить здоровье необычными способами, не чувствуя доверия к современной медицине. Другие явно хотят уйти в иные реальности от ставшего непереносимым для них мира. Третьи (а их, пожалуй, большинство, и это в основном молодежь) осознанно или неосознанно хотят стать людьми необычными, незаурядными, подняться выше своего окружения, утвердиться в своих глазах. Естественно, что эти варианты легко комбинируются и сочетаются друг с другом.

Эти мотивации далеки от истинно эволюционных устремлений. Они не относятся к разряду высших целей и поэтому так легко направляют людей к прагматическому подходу в изучении и освоении различных учений. Поэтому так просто отбрасываются культурные, философские и этические аспекты, которые и обеспечивают наиболее естественное формирование высших устремлений. Поступая так, человек фактически проявляет крайнюю самонадеянность - вырывает из целого далеко не самую главную часть и использует ее для достижения своих целей. Так, путь восхождения к классической йоге, имеющей восемь ступеней, начинается с этапа Яма - Нияма, нравственного развития и совершенствования. Большинство же занимающихся йогой ни секунды не сомневаются в своей нравственной зрелости (а точнее, совсем не думают об этом) и сразу приступают к следующим этапам - волнующим воображение и честолюбие упражнениям по овладению праной, медитацией и другими высшими психическими способностями. Наиболее нетерпеливые и отважные пытаются сразу испытать Самадхи, считая все предыдущие ступени недостойными внимания.

По мере увлеченности практикующего какой-либо конкретной методикой он все более и более погружается в новые реальности и ощущения, что ослабляет связи с окружающей действительностью... Это отнюдь не безобидный процесс. Человек остается в этом мире, но его взаимоотношения с ним совершенно закономерно изменяются: появляются черты облегченного отношения к общечеловеческим ценностям, этическим нормам и проблемам, часто перерастающие в безответственность и небрежность в человеческих отношениях.

Парадоксально, но человек, отбрасывая свои жизненные проблемы и освобождаясь от напряжения, действительно поначалу ощущает некоторый оздоровительный эффект. И те люди, чьи стремления ограничиваются желанием поправить здоровье и кто готов удовлетвориться достигнутым, могут долго чувствовать себя неплохо. Тех же, кто, воодушевившись первыми опытами, продолжает занятия, начинает подводить воображение. Поскольку дисциплина чувств изначально не свойственна людям с описанными мотивациями, воображение бесконтрольно порождает иллюзорные образы, ощущения, реальности, которые окрыляют человека с новой силой... Тренировки и упражнения начинают разрушать тело, психику и душу, поскольку ложатся на неподготовленную и не соответствующую им духовно- психологическую структуру личности.

Далее возникают симптомы и состояние невротического регистра. Они не приводят еще к глубокой дезорганизации психики и организма, если человек быстро прекращает занятия. Упорствующие или пытающиеся с помощью этих занятий исправить положение... рано или поздно обращаются к врачам-психиатрам, которые не всегда интересуются этой стороной жизни своих пациентов, не придают этим увлечениям серьезного значения. Врачами они чаще рассматриваются как вторичные, появившиеся после начала основного заболевания, например шизофрении. Такие случаи встречаются. Однако болезненные состояния типа "болезни цигун" реальность, и не столь уж редкая. Люди с наследственной отягощенностью могут этими занятиями спровоцировать начало заболевания, а у лиц, страдающих психическими заболеваниями, они вызывают резкое ухудшение состояния. Справедливости ради нужно отметить, что некоторым людям удается развить у себя кое-какие способности, например экстрасенсорные, без видимого вреда для физического здоровья. Однако непредвзятый профессиональный анализ показывает, что их психическое и духовно-нравственное здоровье далеко от идеального. Давно известно, что дисгармония и патология именно этих сфер трудны для наблюдения и понимания, но трудность понимания не означает отсутствия явления.

Возьмем идеальный случай, когда человек прервал занятия и самочувствие его постепенно нормализовалось. Что же дальше? Опыт показывает, что память об испытанной эйфории, прелести пережитых необычных ощущений, чувстве самоудовлетворения и самоуважения, а также воспоминания об иллюзорной легкости жизни во время занятий толкает этого человека с силой наркотического влечения искать в новых формах уже пережитое, положительно оцененное и теперь очень желаемое. Судьбы таких людей - печальное зрелище.

Вспомним еще раз, что нравственное совершенствование - основа духовного восхождения на любом пути. Оно возможно только в реальной жизни, реальных взаимодействиях и взаимоотношениях с людьми. Все упражнения самого главного тренинга - этического - могут быть проделаны только в реальной жизни, в контексте национальной культуры. От ее состояния и экологической чистоты зависит самое важное здоровье нас и наших детей - здоровье духовное».


 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru