Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Карклиня Инга Николаевна
Искусствовед, член Латвийского общества имени Н.К.Рериха

Рыцарь духа

Добрым вестником из Индии в 1923 году был рижский востоковед Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Феликс Лукин, познакомившись с В.Шибаевым, ощутил необыкновенное духовное родство с ним. Тогда же он увлекся и Учением Живой Этики. Лукин как врач понимал, что многие болезни возникают не от внешних причин. Толчком к ним могут послужить плохая мысль, вражда, зависть...

В 1928 году Владимир Шибаев был приглашен Н.К.Рерихом в Индию, где стал секретарем института гималайских исследований «Урусвати». Его место в духовной жизни Латвии занял доктор Лукин. Вначале он вел кружок Живой Этики. А затем, побывав в Париже и встретившись с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной, получил от них благословение на создание Латвийского общества им. Н.К.Рериха и передал проект Пакта Мира.

На светлом пути к истине Феликсу Лукину пришлось пережить и тяжкие испытания и, пожалуй, одно из самых скорбных — потеря речи и слуха у любимой жены Тонии. Это произошло в 1921 году из-за острых переживаний военных лет. Слишком хрупкой и ранимой оказалась ее поэтическая душа... Как мог, доктор Феликс пытался облегчить ее страдания и продлить жизнь (Иванде Кайя умерла 2 января 1942 года). Несмотря на осложнившееся семейное положение — заботы о детях и домашнем быте, Феликс Денисович трудился с полной отдачей сил.

Феликс Денисович Лукин
Феликс Денисович Лукин

В жизни и деятельности д-ра Феликса Лукина Латвийское Общество имени Н.К.Рериха занимало особое место. Он его создал, вернее сотворил, вложил в него свою душу, мудрость и мужество борца за осуществление светлых идеалов. За короткое организационное время 1928—30 гг он сумел подобрать верных соратников, воодушевить их своим горением... Среди них был поэт-философ Рихард Екабович (Яковлевич) Рудзитис (1898-1960). Его он высмотрел (и полюбил) уже в 20-е годы, когда тот был студентом философского отделения университета, писал стихи, занимался журналистикой, переводил на латышский язык сборник стихов Р.Тагора и работал в научном отделе Центральной городской библиотеки Риги. Еще до вступления в Общество поэт был знаком с теософскими трудами Елены Блават ской и благодаря знанию иностранных языков читал многие произведения классиков в оригинале. По своему нраву Рудзитис был кроток, застенчив, тяжело переживал свой физический недостаток — заикание. С первых дней пребывания в Обществе он проявил еще одно ценное качество — инициативность в издательской и культурно-общественной сфере. Рудзитис единогласно был избран в правление Общества и стал первым помощником («правой рукой» председателя). Одновременно в Правление был избран, по рекомендации Владимира Шибаева, и бывший офицер русской армии, ровесник Ф.Д.Лукина — Александр Иванович Клизовский (1874—1942). Представляя его Феликсу Денисовичу, Владимир Анатольевич сказал коротко: «Ему верить можно как себе и всецело положиться на него в любых случаях жизни. Тому порукой его бескорыстие, благородство души и преданность Учению...» Из краткой автобиографической справки стало известно, что Клизовский родился в Польше, был сыном полкового музыканта. Военным стал не по призванию, а по желанию отца. Карьера не состоялась, хотя и дослужился до довольно высокого офицерского звания. Своих политических взглядов Клизовский не скрывал — он верил в революционное будущее России, уважал Ленина, любил Блока и С.Рахманинова, внутренне спорил с Иваном Буниным — эмигрантом революционной России. С врачом Катриной Яковлевной Драудзинь (1882-1969) Александр Иванович познакомился через переводчицу английского и французского языков Мэту Яновну Пормале (тогда она еще носила девичью фамилию З акис). Пришел к ней на прием как пациент. Разговорившись, обнаружили общие взгляды на жизнь, призвание человека. Оба интересовались проявлениями психической энергией, соприкоснулись с Учением Живой Этики через книгу очерков «Пути благословения» Николая Рериха, которую Владимир Анатольевич Шибаев в 1923 году в рукописи привез в Ригу из Индии и приложил большие усилия, чтобы издать ее здесь в издательстве «Алатас» в 1924 году... Выпуская этот уникальный труд, издатели во вступлении писали:

«Н.К.Рерих через бури разрушения, через тьму непонимания и через стены вражеских препятствий приносит в Будущее нерасплесканную чашу красоты и мудрости. И тем самым он становится одним из величайших духовных вождей современности. Именно к молодым и новым людям направлены благие мысли автора «Путей благословения».

Катрина Драудзинь, как и Александр Клизовский, до вступления на путь Учения Живой Этики прошла сложный путь испытаний. В молодости Драудзинь была атеисткой, примкнула к революционному движению студентов 1905 года. В ее врачебном кабинете была обнаружена студенческая нелегальная литература, антигосударственные листовки. И хоть она сама в политике мало что смыслила, ей хотелось видеть свой народ свободным от угнетения иноземными властями... За это Катрина Яковлевна поплатилась долголетней ссылкой в г. Орел и вернулась в Латвию лишь в 1920 году... Но и там ее труд был полезен людям, как и ее доброта и отзывчивость сердца.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru