Лучшие умы России задолго до появления Живой Этики предчувствовали особое, мессианистическое будущее своей страны. Конечно, знание духовного предназначения России было дано им не в виде научных утверждений, а в форме интуитивных прозрений и предчувствий, часто скорее поэтического, чем логического характера. Особенно ярко тема духовного избранничества России зазвучала в поэзии и философии "Серебряного века". Да и сам "Серебряный век", словно в преддверии новых времен, принес с собой небывалый взлет русской культуры. Культурный подъем наметился в России уже в XVIII веке. Российская культура XVIII-XIX веков дала миру целую плеяду выдающихся ученых, просветителей, композиторов, художников, поэтов, писателей, философов, общественных деятелей. Не случайно один из американских культурологов высказал идею о том, что в истории нашей цивилизации было три периода наибольшего подъема культуры: античность, итальянское Возрождение и русский XVIII век. Каждый новый подъем культуры неизменно приносит с собой и новые идеи, способные двигать духовную эволюцию не только той страны, где совершился этот взлет культурного развития, но и других стран и народов. Новые идеи, новые открытия, достижения и концепции принес миру невиданный размах российской культуры. "Российский ренессанс" XVIII-XIX веков не просто внес свой вклад в мировую культуру — он сыграл большую роль в появлении зачатков нового мировоззрения и нового знания об ожидающей нас исторической и духовной реальности.
Не будет преувеличением сказать, что эпоха расцвета российской культуры подготовила духовную и интеллектуальную почву для появления в России мировоззрения принципиально нового типа — мировоззрения Живой Этики, сочетающего в своей системе методы научного и духовно-философского анализа и осмысления окружающей действительности.
Почему именно культуру Живая Этика считает движущим фактором эволюции человечества? Потому что в силу своего духовно-энергетического воздействия культура оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения всех членов общества. Культура несет новые идеи и новые знания во всех своих направлениях — не только в науке, но и в литературе, философии, поэзии, даже в живописи и музыке. Ведь каждое произведение искусства содержит в себе какие-то идей. Именно эти идеи рано или поздно становятся достоянием широких кругов общественного сознания, тем самым развивая и улучшая умы и души людей и поднимая их на новую эволюционную ступень. Вероятно, самую активную роль в этой исторической задаче — задаче формирования мировоззрения в современную эпоху — выполняет наука. Научное мировоззрение, пришедшее на смену мифологическому и религиозному, стало основным типом мировоззрения. От того, насколько продвинулась наука в своем развитии, зависит в конечном итоге и качественный уровень мировоззрения, свойственного обществу.
Российская наука XVIII-XIX веков обогатила мировую культуру новыми открытиями и идеями. Достижения российской науки объективно способствовали расширению представлений о мире и человеке, свойственных прежним эпохам. Задача расширения сознания человечества всегда упиралась в расширение его мировоззрения, обогащение его новыми идеями и знаниями.
Новое мировоззрение Живой Этики возникло не на пустом месте — оно пришло на подготовленную лучшими умами почву. Исследование знаменитых ученых и философов-космистов — Чижевского, Вернадского, Циолковского и их последователей заложили основы нового понимания космических явлений и их взаимосвязи с жизнью общества. Философия космизма и научные исследования наших гениальных соотечественников совершили в свое время подлинный переворот в науке и подготовили общественное сознание к восприятию основных научно-философских идей, нового Учения, пришедшего в Россию — Учения Живой Этики.
Основным стержнем этого Учения также является наука, научное мировоззрение и научный подход к анализу социального и природного бытия. Знаменательно при этом, что Живая Этика на целые эпохи опередила современную экспериментальную науку во многих выводах и открытиях и, более того, предопределила основные вехи развития всей мировой науки, ее будущую проблематику и методику исследований.
Будущие достижения науки, о которых говорится в Живой Этике, уже имеют базу в нашей сегодняшней реальности. Современная наука вплотную подошла к рубежам, обозначенным в Живой Этике. Обращает на себя внимание тот факт, что наибольших успехов в указанных областях знаний добилась опять-таки российская наука. Несмотря на тяжелейшее экономическое положение, в котором оказалась сейчас страна, ее интеллектуальный потенциал не только не растрачен, но и наоборот — он позволил мировой научной мысли выйти на качественно новый уровень своего развития, уровень, приведший науку к изучению явлений Тонкого Мира. При этом совершенно очевидна преемственность эпох и идей в развитии российской науки. От философских взглядов Вернадского, Чижевского, Циолковского российская наука перешла к экспериментальному исследованию области явлений, связанных с иными мирами и состояниями материи. Если философы-космисты, ученые прошлой эпохи только предвидели некоторые идеи Живой Этики, то современные исследователи подтвердили их правомерность экспериментальным путем. Исследования академика Козырева дали современному миру нетрадиционные представления о природе пространства и времени, иных формах и состояниях вещества. Теория лептонных полей академика Охатрина и Искакова, лабораторные исследования А.Чернетского также подтвердили правомерность утверждений Живой Этики о многомерности Вселенной и энергетической природе человеческого сознания. Экспериментальные исследования академиков Акимова и Шипова еще более продвинули исследования в области иных состояний материи, придав этим исследованиям прикладной характер и разработав на их основе сверхновые производственные технологии. Интересные открытия Яницкого также позволяют современной науке и общественному сознанию приблизиться к одному из важнейших понятий Живой Этики — понятию психической энергии и мысленных полей. (Лабораторией Яницкого в 1992 г. было открыто наличие над Москвой и московской областью неизвестного поля, обладающего защитным, нейтрализующим воздействием в отношении неблагоприятных метеорологических влияний, могущих угрожать Московской области. Удары стихий, подойдя к границам защитного поля, утрачивают свой разрушительный потенциал, и, невредимо пройдя все его пространство, появляются с другой стороны защитной зоны и продолжают свое движение по остальной части России с разрушительным потенциалом уже в значительной степени ослабленным. На основе исследований Яницкий сделал предположение о том, что подобные поля могут быть созданы Высшими Разумными силами Космоса с целью поддержания не только стихийного, экологического, но и социально-политического равновесия).