Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Самохина Н.Е.
кандидат философских наук, старший научный сотрудник
научно-просветительского отдела МЦР

Живая Этика и духовная миссия России

Современная же психология и медицинская наука не могут вести разъяснительную и просветительную работу в этих вопросах, т.к. не владеют психологическим Учением Живой Этики. Между тем Учение Живой Этики содержит в себе уникальные, научно обоснованные методики духовного воспитания и самовоспитания, методики, основанные на знании психоэнергетической природы человека и путей ее эволюции. Кроме того, методы самосовершенствования, излагаемые Живой Этикой, специально адаптированы для современных условий, для уровня мышления людей нашей цивилизации. Только Учение Живой Этики способно ответить на массу вопросов, связанных с проблемами духовного воспитания и самосовершенствования, остро поставленных перед современным обществом самой жизнью. В этом состоит огромное социальное и гуманистическое значение Живой Этики. Представляется, что рациональность и правомерность ее психологической концепции нам предстоит оценить в ближайшем будущем. Очевидно, что России, как родине многих выдающихся ученых-психологов и духовных деятелей также принадлежит не последнее место в изучении методов духовного воспитания и самовоспитания. Очень много ценнейших знаний осталось в национальной психологии благодаря национальным духовным традициям, деятельности выдающихся русских подвижников. Великий духовный Учитель русского народа Сергий Радонежский еще в XIV веке заложил в народном сознании принципиально новое понимание духовности, отличающееся от традиций, принятых в западных странах в эпоху средневековья. В Живой Этике так сказано об этом: "Вы уважаете Святого Сергия, но разве Он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между тем Он имел пламенные видения. Лишь труд, как возношение сердца, допускал он. В этом он опередил многих духовных путников".

Итак, национальные традиции развития духовности, национальные представления о духовном знании как таковом представляют собой серьезнейшую науку, неоцененную и непонятую пока официальной, академической наукой, и в то же время не принятую ортодоксальной религией и российскими клерикальными кругами. В Живой Этике неоднократно подчеркивается и утверждается мысль о необходимости самой широкой просветительной работы в вопросах духовного самосовершенствования. Все Учение Живой Этики пронизано мыслью о том, как важно сейчас донести до массового сознания актуальность проблемы нравственного, этического перерождения сознания людей, и насколько тесно связана эта проблема с основной проблемой, уже поставленной передовой наукой перед общественным сознанием — проблемой выживаемости человечества в грядущих планетарных катаклизмах.

В "Гранях Агни Йоги" подчеркивается необходимость осознания современной наукой важности и социальной значимости психологической концепции Живой Этики. Более того, в Учении утверждается идея о том, что именно российской науке будет суждена особая роль в изучении и распространении новых знаний в области изучения энергетической природы человеческого сознания и психики. "Мысль правильная — Ведущая страна, Родина ваша, не может, не имеет права отстать от других стран в вопросе практического изучения законов мысли и плестись у них в хвосте. В этом соревновании победительницей будет та страна, которая первая отнесется к этой проблеме наиболее серьезно и первая приступит к самым широким методам и экспериментам. Овладение мыслью поставит ее во главе мирового движения. Очень важно, чтобы дело находилось в чистых руках, далеких от корысти и карьеризма", — говорится в "Гранях Агни Йоги".

В заключение хотелось бы подчеркнуть актуальность и непреходящую гуманистическую ценность Учения Живой Этики, изучение которой открывает принципиально новые перспективы и масштабы научной и духовно-просветительской работы в России, и во всем мире. Именно мировоззрение Живой Этики при его систематическом изучении способно дать современной цивилизации путь спасения и выхода из сложившегося тупика. "Мессией грядущего дня" назвал Россию Андрей Белый. Сможет ли она выполнить эту высочайшую миссию до конца — решается сейчас и всеми вместе, и каждым из нас в отдельности. Выполнение этой миссии зависит не только от науки, политики, идеологии. В этой Миссии должен в полной мере проявиться потенциал общественно-культурных организаций и движений, к которым принадлежит и рериховское движение. Какова будет роль последнего в том огромном духовном труде, который предстоит нашей родине — это покажет будущее. Но само освоение, изучение и популяризация Учения Живой Этики — это важнейшая духовно-просветительская задача, актуальность которой невозможно недооценивать.

Н.К.Рерих сказал о России так: "Я любил и люблю свою Родину, любите ее и вы. Я работал во имя ее великого будущего, понимая, что настоящее — это ступень к нему. Так думайте и вы. Великое будущее идет, и великий народ пролагает огненный путь в будущее... Великой стране, Родине вашей начертано волей судеб нести Знамя Культуры и вывести человечество из тупика и противоречий старого мира".

Духовную миссию России Н.К.Рерих связывал с несением Знамени Культуры — Знамени, которое укажет путь в будущее всем народам Земли. Кто же поднимет это Знамя? И чьи руки смогут удержать его в суровое время бурь и катаклизмов? Иван Стотысячный знает ответ на этот вопрос.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru