Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Рудзите Гунта
Председатель Латвийского Общества Рерихов

Латвийское общество Рериха и Новая Россия

С самого начала у Латвийского Общества Рериха была особая задача — помогать становлению Новой России Рериха, той будущей России, чей прообраз уже живет во многих русских сердцах. Новая Россия — это часть той Новой Страны, которой, в представлении Учителей и Рериха, должен стать весь преобразованный мир.

"Помогите строить Мою Страну. [...] Что же лучше омоет дух, как мысль о благе других" (Л.С.М. II ).

Основы Латвийского Общества Рериха[1] были заложены уже в 1919-1920 годах, когда рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898-1975) встречается в Лондоне с Рерихами и проникается их идеями. Долгие вечера проводит он в беседах с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем и вскоре сам начинает получать Указания от Восточного Учителя, с которым Рерихи лично познакомились в Лондоне.

В самых первых Указаниях, о которых нам известно, уже говорится о России:

"Учись счастливо и восходи. Разве желание твое остынет под ливнем препятствий? Закат будет восходом. Тьма станет светом. И Россия сыграет большую роль. А шрам — соединение душ..."(Указания 1919-1920 гг.).

Уже в конце 50-х годов Ю.Н.Рерих объяснял нам суть Новой России. Государства, — говорил он, — это живые организмы, и у них тоже бывают периоды становления, зрелости и угасания. Многие развитые страны, такие как Англия, Германия, Франция, Япония, Китай в своем развитии достигли вершины, и хотя они сейчас выше многих менее развитых стран, там происходит незаметный процесс угасания. Нам кажется, что таким странам, как Россия — с Сибирью и Алтаем, а также Монголия — что таким странам далеко до европейских государств, но они еще только поднимаются в гору, они таят потенциал, и расцвет их еще впереди. — Рерихи верили в Новую Россию будущего.

После отъезда Рерихов в Америку Шибаев возвращается в Ригу и создает кружок друзей для изучения и воплощения в жизнь указаний Учителя. Н.К.Рериха радует его инициатива, его активность: "Ваши планы о кружке в Риге — приветствую. Всюду должны собираться жизненные ученики и вносить свет в жизнь. Но именно в жизнь". Одобряет и Учитель: "Суждено Яруе (Шибаеву - Г.Р.) стать учеником Моих детей (Рерихов - Г.Р.). Будет моим учеником". (Письмо от 29.04.1922).

Латвия многому может послужить; она ведь рядом с Россией. Учитель повторяет: "Я избрал Россию".

Н.К.Рерих пишет Шибаеву: "Россия принята Им. Россия будет стражем мира. И, значит, Его ложа будет средоточием Его Указаний и действий, и потому стойте крепко. А если трудно, то всем сейчас трудно". (Письмо от 30.04.1922).

Сами Рерихи также являются членами Латвийского кружка или ложи. Н.К.Рерих пишет 30.04.1922: — "Посылаем Вам 16 долларов — в счет наших членских взносов". И напоминает слова Учителя: "Предстоит большая работа России".

"Как Сказал — лучше с оборванными, нежели с лицемерами. Привыкайте видеть огонь духа в глазах".

Н.К.Рерих старается помочь разоренной России послереволюционных лет чем только может. Он пишет в 1921 г. Владимиру Анатольевичу: "В Берлине только что вышла в пользу голодающих в России моя книга — "Цветы Мории".

Учитель и в трудные советские годы учит верить России: "Разве новая Россия под управлением Учителя может препятствовать ищущим?" (11.10.1922). Но и с болью замечает: "Русские, — когда кончите клевету!" (17.09.1922).

Много сердечных слов Он адресует своим ученикам: "Произнесший Красота — спасен будет. И врата нашей ложи должны быть вознесены Красотою и Знанием".

Также первая книга Указаний Учителя должна была выйти в Риге. Николай Константинович пишет ВА.Шибаеву 31.05.22: "Вчера нам было Указано издать Его messag'и (послания) отдельной книгой "Листы Сада Мории" и сделать это через Вас в Риге[2], где книга ляжет в основу Ложи имени Нашего Мастера". Книга должна выйти на русском. "С особым трепетом мы услышали, что это — первая весть на Россию". (22.06.1922).

Книга "Листы Сада Мории" (1 ч.) начинается словами:

"В Новую Россию Моя первая весть".

Юрий Николаевич Рерих 10.06.1924 г. пишет В.А.Шибаеву из Дарджилинга: "Теперь перехожу к поручению отца. Следует начать распространение Книги ("Листы Сада Мории" - Г.Р.) путем раздачи, не ожидая покупателей. Напишите об этом в Литву и пошлите в Ревель (Таллин - Г.Р.). Конечно, раздавать следует только лицам, которые духовно приблизились. Главное требование — в жизнь".

Книга присылается также родным и друзьям в Россию. Переписка с братом Борисом Константиновичем, со Степаном Митусовым и архитектором Щусевым тоже ведется через Ригу, так надежнее. Чтобы не вмешивалась цензура, в письмах к Шибаеву Н.К.Рерих называет Россию то Швецией, то попросту — Новой Страной.

Когда в мае 1928 г. Н.К.Рерих уже из Наггара вызывает Шибаева телеграммой к себе в Кулу секретарем, руководство кружком в Риге переходит к известному врачу-гомеопату Феликсу Денисовичу Лукину (1875-1934). По просьбе Рерихов он переиздает "Листы Сада Мории", I и II ч., так как парижское издание было весьма некачественным. "Листы Сада Мории" I и II , вышли также на латышском языке, и редактировать перевод пригласили поэта Рихарда Яковлевича Рудзитиса (1898-1960), который был известен своими переводами поэзии Рабиндраната Тагора и других восточных авторов. Так он и пришел в Общество.

  • [1] Такое название указал Н.К.Рерих в конце 30-х годов для общества в Латвии. Ведь имя Рериха в то время стало уже символом определенного мира идей.
  • [2] По финансовым соображениям книга все-таки выходит в Париже.
  • [3] Щусев Алексей Викторович (1873-1949) — архитектор, друг Н.К.Рериха.
  • [4] Бабенчиков М.В. (1890-1957), искусствовед.
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru