1. Состояние, науки на пороге XXI века
Успехи науки в конце XX в. привели к миру, в котором наивысшим триумфом считается атомная энергетика, космическая и ракетная техника, кибернетика, лазер, компьютеры, чудеса современной химии и бактериологии... И в то же время этот мир для человека обернулся кошмаром, т.к. он разодран на части политикой и идеологией, живёт под угрозой экологического кризиса. Человек в этом мире — это какая-то биологическая машина, приводимая в движение инстинктивными интересами звериной природы. Подчёркивается индивидуализм, эгоистичность, конкурентность, выживание наиболее приспособленных. В этом мире нет подлинного признания высших ценностей духовной пробуждённости, чувства любви, стремления к справедливости, эстетической потребности. Потеряна гармония человека и природы, которая присутствовала в опыте древних цивилизаций. Так примерно охарактеризовал итоги нашей цивилизации американский психолог С.Гроф в своей книге[1].
2. Наука и религия, их конфликт и синтез
В древности представление о человеке было более здоровым и более возвышенным, чем наше. Мы раздробили воспитание тела, ума и души. Наши естественные науки достигли большой высоты и в то же время совершенно утратили человеческую душу и её воздействие на окружающее. Религия перестала удовлетворять требованиям разума; медицина не хочет знать ни о душе, ни о духе человека. Древний мир не допускал, чтобы эти понятия разделялись. Во всех областях им принималась тройная природа человека – тело, ум, душа.
Человеку свойственно задавать вопросы «как?», «зачем?», «почему?». За первый вопрос ответственна наука, и он поддаётся изучению, второй – прерогатива веры. Метод науки – эксперимент, её задача регистрировать новые факты и строить модели, позволяющие объяснить эти факты.
Метод религии основан на откровении, проистекающем непосредственно из Высшего сознания или от более высоких Сущностей. Основные догмы религии должны восприниматься на веру. В недрах религиозных учений разрабатывались две очень важные проблемы: моральный кодекс и эзотерические знания.
Возможно, отдельно рассмотреть и философию. Если наука базируется на опытных фактах, то философия оперирует с понятиями. Метод философии размышление, логика, анализ и синтез. Этот подход характерен и для науки, поэтому естественно, что в недрах философии зарождались многие науки и сама теория познания.
Искусство связано с эмоциональной сферой, дополняет другие пути познания и ближе по методологии к религии. В искусстве громадную роль играет эмоциональное начало, позволяющее проникнуть в неизвестное, когда бессознательно исследователь охватывает бесконечное множество фактов и угадывает правильное решение[2].
Можно привести много примеров использования в науке постулатов, основанных на вере, или внезапного озарения при решении какой-либо задачи. Иными словами, методы религии и науки взаимно проникают друг в друга.
Приведённый анализ методов, используемых в построении картины мира, показывает, что решение этой задачи можно получить при комбинированном подходе, используя методы науки, религии и искусства.
Картина мира или миропонимание включает в себя представление о человеческой природе, месте человека во Вселенной и смысле его существования. Именно поэтому одна наука не в состоянии быть единственным и даже главным источником при построении картины мира. В познавании мира важен гармоничный подход, который был утерян при развитии европейской науки в ХVII – ХХ веках.
В конце XIX века французский философ Э.Шюре отмечал утерю этой гармонии и так охарактеризовал конфликт науки и религии: «Но с тех пор как церковь, неспособная защитить свои основные догматы от возражений науки, заперлась в них словно в темнице без окон, противопоставляя разуму веру, с тех пор как наука, опьянённая своими открытиями в мире физическом…, с тех пор как философия, сбитая с толку и бессильно застрявшая между наукой и религией…, глубокий разлад появился в душе общества и в душе отдельных людей».
Религия отвечает на запросы сердца, отсюда её мистическая сила, наука на запросы ума, отсюда её непревзойдённая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга.
Религия без доказательства и наука без надежды стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую[3].
К концу XX века это положение практически не изменилось, но на пороге XXI века многим людям разных профессий, в том числе и учёным ясно, что синтез науки, религии, искусства неизбежен.
3. Синергетика — наука об универсальном эволюционизме
В формировании нового мышления в XXI веке большую роль должна сыграть синергетика.
При создании картины мира возникает необходимость опираться на научные дисциплины интегрального характера. Последние должны охватывать объекты и субъекты косного (физического), живого (биологического) миров и социума. В восьмидесятых годах нашего века возникла такая наука, которая получила название синергетика, что в переводе с греческого означает совместное кооперативное действие. Эта наука носит интегрирующий характер, объединяя общими законами разные области наук: физику, химию, биологию, психологию, социальные науки, астрономию, философию и т.д. В частности, синергетика впервые сформулировала универсальные законы эволюции, справедливые как для физического (косного), так и для биологического (живого) миров и социума.
- [1] Гроф С. За пределами мозга, изд. Трансперсонального института, 1993, с. 497
- [2] Вуль А.С. Основы эниологии, гл. I: Пространство-время, М.: РИО газеты позиция, 1993, с. 47
- [3] Шюре Э. Великие посвящённые. Второе издание, М.: Книга-Принтшоп, 1990, с. 490
- [4] Волькенштейн М.В. Энтропия и информация, М.: Наука, 1986, с. 191
- [5] Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетарное явление, М.: Наука, 1977, Кн. 2, с. 191
- [6] Моисеев Н.Н. Современный рационализм, М.: МГВП КОКС, 1995, с. 376
- [7] Агни Йога, Братство, М.: Русский духовный центр, 1992, с. 331