Толстой Л.Н. велик тем, что в своих произведениях мастерски отобразил жизнь, которую он видел, и которая была ближе ему по времени. Точно так же Рерих на полотнах своих запечатлел жизнь, как он её понимал или видел. В картинах, посвящённых Востоку, отображена жизнь его народов, её особенность, своеобразие, их представления об окружающем мире, их устремления и надежды и даже философские концепции. Душу народов Востока запечатлел Рерих на своих полотнах и жизнь, быть может, не всегда понятную тем, кто не соприкасался с нею так близко, как соприкоснулся художник, много путешествуя и долго живя на Востоке. Те, кто не имели представления об изумительной игре красок Гималайских гор, даже упрекали его в неестественности и надуманности его работ. Но они не видели того, что видел Рерих. Так же не всегда сразу понятны те его картины, в которых знакомит он нас с легендами или философской мыслью Востока, с их надеждами на обновление мира, связанными с именами их легендарных героев. Но с уверенностью можно сказать только одно: Рерих на полотнах своих отобразил душу народов Востока, и отобразил это правдиво и жизненно. Недаром на надгробном камне имеется надпись: «Великому русскому другу индийского народа».
...По высочайшим вершинам творческой мощи искусства и высшего знания можно судить, хотя и отдаленно, о возможностях Огненного Мира. Они не ограничены ничем. А творчество ограничено лишь только рамками тех космических законов, в пределах которых утверждается проявленный мир. Но само творчество беспредельно. Так искусство и наука являют собою путь в Беспредельность.
(Гуру) Служение Красоте и искусству есть питание оболочек своих Светом. Даже травы тянутся к Свету, тем более – дух. Значение искусства как питания духа – огромно. Искусству в жизни человеческой можно отвести первенствующее место, через него – Свет. Искусство можно назвать, в его высшем понимании, новой религией человечества. Красота – это купол Великого Храма Жизни. Красота синтетична, ибо может обнять собой все. Можно представить себе, как Красотою оформлены все тела человека и как входит она во все его дела, мысли и чувства. Красота – это Свет, это полное отсутствие тьмы. Красота – это жизнь.
Мир Новый будет строиться Красотою и основан на Красоте. Но Красота войдет в жизнь через искусство. Потому назначение искусства велико и высоко. Те, кто сознательно служат искусству, есть служители Света.
...Поэт и художник живут в мире образов, создаваемых их творческим воображением. Эти образы столь ярки и жизненны, что многие поколения читателей живут ими. Фактически мыслью живут все, только у обычных людей мысли касаются обычного обихода или обычной работы, не переступая границы необычного. Но в Мире Тонком, где творчество мысли уже не связано обстоятельствами плотного мира, освобождается мысль из темницы материи низшей и свободно творит. И тут воображение становится решающим фактором творчества, ибо если оно не развито, то и творчество соответственно бедно. Земная жизнь позволяет собирать и накапливать материалы для будущего творчества в Надземном, и чем более развито и богато воображение, тем ярче там жизнь. О развитии воображения следует думать. И лучшей школой для ее воспитания будет искусство. Эта сторона значения искусства разработана мало. Искусство питает воображение и дает ему возможность расти. Значение искусства в том направлении неизмеримо.
(Гуру) Чтобы легче представить себя в мире Прекрасного, будем думать о Красоте. Красоту можно утверждать во всем, и, прежде всего, в своих мыслях, поступках и действиях. Красота – это ключ от высоких слоев Надземного Мира. На Земле, в области творений рук человеческих. Красота уявлена в искусстве. Здесь можно искать и находить Красоту. Потому Утверждает Учитель, что через искусство имеете Свет. Красота творений рук человеческих Свет проливает на Землю. Вот почему служение искусству является формою служения Свету. Говорится об истинном служении. Через Красоту имеете Свет. Истинное служение искусству есть утверждение Красоты на Земле.
Пространственная жизнь в своих проявлениях разграничена по сферам. Каждой сфере соответствуют существа, ее населяющие. Население каждой весьма разнообразно, но тональность их созвучна настроенности сферы. Сферы разделяются, в свою очередь, по слоям. В основе деления лежит цифра семь. Живя на Земле, человек, тем не менее, прочно связан с определенными сферами в согласии с теми элементами, которые преобладают в его сущности. Связь эта устанавливается по сродству того, что есть в человеке, с тем, чем пульсирует та или иная сфера. Сферы пребывания после освобождения от тела, скажем композитора или поэта, различны, один будет жить в мире беззвучных симфоний, другой в мире прекрасных образов. Обе сферы близки друг другу по природе, ибо относятся к области искусства. Основным ключом пребывания в Высших Сферах является красота, в низших – безобразие. Закон соответствия неотвратимо вовлекает развоплощенных духов в сферы, созвучные сущности каждого и тем элементам, которые накоплены человеком в течение его земной жизни...