Невежественное нарушение важнейших Космических законов, преступление против культуры и человека, подавление свободы, являющейся основой любого духовного процесса, привели потом к тем результатам, которые нам уже известны. Тогда, в те мрачные годы, была уничтожена не тысяча, а миллионы «лучших представителей».
Она с прозорливостью учёного и пророка видела будущее России и её народа, прозревала те конкретные процессы, которые произойдут через десятки лет, и корректно, не снимая при этом остроты происходящего, вновь предупреждала нас: «Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость и защиту Отца небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен духовный подъём, то по своему смыслу и качеству он будет иным, нежели это мерещится некоторым умам, и чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы, обоснованные разумом и логикой. Нельзя закрывать глаза, что большой сдвиг произошёл в сознании масс. Ведь страдания — великий учитель и трансмутатор. Не серенькая спокойная жизнь просвещает нас»[29].
Возникает определённое ощущение, что строки эти написаны сейчас, в наше время. В этих словах звучит мысль о необратимости происходящего. Сознание народа «нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы». Духовный подъём будет иным «по смыслу и качеству». Он потребует новых форм творческой духовной деятельности, а не возврата к прежним. В этом утверждении состоит удивительная мудрость Елены Ивановны Рерих, предупреждающая тех, кто хотел бы влить «новое вино в старые меха». Мы являемся свидетелями того, что в период духовного подъёма народа и становления его нового мышления, разбуженного временем, некоторым хотелось бы вернуться к старым, уже утраченным и не соответствующим растущему сознанию формам духовной деятельности. Такое возвращение может затормозить наше продвижение вперёд.
«Вперёд, вперёд, только вперёд! — не уставала повторять она. Её мысли и труды сейчас становятся путеводной звездой для многих. Переживая годы забвения и небрежения, они обретают новую жизнь на её Родине.
Внимательный и вдумчивый читатель, ознакомившись в этой книге с ранее неизвестными страницами её творчества, вновь погрузится в мир высоких энергий, Космических законов и многообразия форм материи. Но всё это, такое, казалось бы, далёкое от нас, от нашего бытия, вновь свяжет нас с сегодняшним днём, по-иному осветит волнующие нас проблемы. В этом умении показать единство далёкого и близкого, высокого и сиюминутного, иными словами макро- и микрокосма, и состоит сила и актуальность «Живой Этики» и творчества самой Елены Ивановны Рерих, принесшей в нашу нелёгкую жизнь свет далёких звёзд, дыхание Космоса, понимание смысла человеческой жизни и необходимости такого духовного продвижения, при котором этот смысл стал бы высоким и космичным.
Вперёд, вперёд, только вперёд! — зовёт она нас и сейчас.
«Богочеловек ступает явным устремлённым искупителем человечества. Ту сокровенную истину о Богочеловеке Мы храним. Утверждаю — Тара, несущая пламенную «чашу» устремлений искупления человечества, может утвердить Н аше явление среди людей»[30], — написано в одной из книг «Живой Этики».
Тара, Урусвати — так называли Учителя, Космические Иерархи, Елену Ивановну Рерих.
- [1] Soviet Life. 1982. № 1.
- [2] Soviet Life. 1982. № 1.
- [3] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974. С. 133.
- [4] На Родину вернулся только один из них, Юрий Николаевич, известный востоковед. Это произошло в 1957 г.
- [5] Николай Рерих. Письмена. М., 1974. С. 51.
- [6] Безграмотные рассуждения некоторых поклонников “Живой Этики”, просочившиеся даже в печать, о том, что интеллект или разум противоречат духу, не имеют под собой никаких оснований. Противоречит разуму только бездуховность.
- [7] Беспредельность, 389.
- [8] Мир Огненный. Ч. III, 163.
- [9] Мир Огненный. Ч. III, 173.
- [10] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 490.
- [11] Беспредельность, 178.
- [12] Мир Огненный. Ч. III, 185.
- [13] Беспредельность, 255.
- [14] Сердце, 210.
- [15] Незабываемый облик: Из архива С.Н. Рериха.
- [16] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 446.
- [17] Там же. С. 158.
- [18] Там же. С. 417.
- [19] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 51.
- [20] Там же. С. 189.
- [21] Там же. С. 414.
- [22] Там же. С. 282.
- [23] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 25.
- [24] Там же. С. 103.
- [25] Там же. С. 344.
- [26] Там же. С. 191.
- [27] Там же. С. 100.
- [28] Там же. С. 285.
- [29] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 354.
- [30] Иерархия, 15.