Елена Ивановна поддерживала движение за истинное равноправие женщин. «Грядущая эпоха, — утверждала она, — будет эпохой не только Великого Сотрудничества, но и эпохой Женщины»[21]. Ибо именно женщине дано восстановить Великое равновесие при переходе на более высокий эволюционный виток. Меч Духа нового человечества будет находиться в руках женщины. Но автоматически это не произойдёт. Женщина сама должна осознать свою космическую возможность и превратить её в реальность. Она должна проникнуться неизбежностью своей миссии. «Наблюдаемый мировой развал, наблюдаемое вырождение в большинстве стран есть следствие векового разновесия, подчинения и угнетения женского начала»[22].
Одним из основных положений «Живой Этики» является учение об одухотворённом Космосе. Деятельность Космических Иерархов, представляющих такой Космос, тесно связана с важнейшими эволюционными процессами. Иерархический принцип организует энергетику этих процессов и ведёт человечество по эволюционному коридору. Пожалуй, в наш век никто другой, кроме Елены Ивановны Рерих, так близко не соприкоснулся с высокой Иерархией. Она донесла до нас её эволюционный смысл. Она сформулировала этот смы сл в св оих письмах ясно, сжато и энергично. «Братья человечества намечают путь всему, утверждённому эволюцией»[23], — писала она. Космические Иерархи являются творцами эволюции. «Самые нужные понятия наступающего великого века — Беспредельность и Иерархия... Следует принять Иерархию как эволюционную систему... Иерархия вполне соответствует астрохимическим началам...»[24]. Некоторые утверждения, раскрывающие суть эволюционно-космической деятельности Старших братьев человечества, возможно, и звучат несколько фантастично. Однако, полагаю, не более фантастично, чем утверждения некоторых наших учёных, ищущих «братьев по разуму». «Именно Их сознание (Братьев человечества. — Л.Ш.) напитывало сознание человечества Единой Истиной, приносимой Ими в одеянии разных философий и религий, соответствовавших времени»[25]. Последнее замечание представляется крайне важным — «соответствовавших времени». Иерархи соблюдали и соблюдают принцип историзма в решении проблем космического значения. Их исторические взгляды, а они достаточно хорошо изложены в «Живой Этике», основываются на утверждении, что история человечества, как и любое явление в Космосе, есть энергетический процесс, идущий в русле Великих космических законов. Законы эти на разных уровнях действуют по-разному, иными словами, имеют различные следствия, но причина их всегда едина — космическая энергетика. Эта энергетика объединяет разные уровни и делает единым космическое творчество.
Елена Ивановна так же, как и её Учителя, рассматривает историю человечества и современную нам действительность с космической точки зрения. Она проложила путь не только в новую философию, но и продемонстрировала будущую методологию истории.
«Законы утверждённые — едины, — писала она в одном из писем, — на всех планах можно утвердить единство. Путь эволюции проходит как нить через физические и духовные степени, потому государственный и общественный строй могут применить все космические законы усовершенствования своих форм»[26].
Она анализировала целые исторические периоды. Этот анализ не походил на то, что мы знаем в нашей исторической науке. Это был анализ — провидение, анализ — пророчество. Пророчества её сбывались, провидения её мы вспоминаем нередко в наши дни и понимаем, как она была права. Многие её письма посвящены России, её прошлому, настоящему и будущему, и представляют особый интерес. Приходится удивляться, как верно она определяла то, что происходило на её Родине, как корректно и тактично выражала свои, подчас горькие, мысли о ней. Живя в Гималаях, отделённая от Родины огромным расстоянием, она никогда не порывала с ней ни духовно, ни сердечно. Она всем своим существом чувствовала ток истории и видела далеко вперёд, что выгодно отличало её от многих прославленных и профессиональных историков. «Не квиетизмом, — писала она ещё в 1921 г., — но подвигом совершенствования создаётся история. Кто возгордится, того покидает благодать искания. И на самоуверенных падает проклятие бесплодности... Нет неизбежного. Есть возможное. Только путём напряжённого творчества, без боязни покаяться в ошибках и сознаться в слабостях, только ценою непрерывных усилий, осуществляющихся в рамках открытого воле «пластического мира», — возможное станет действительностью»[27]. В этом фрагменте легко узнаётся духовная обстановка в России тех лет. Мы понимаем теперь и то предупреждение, которое звучит в словах Елены Ивановны. Она хорошо понимала совершаемое в России, видела губительные последствия этого совершаемого. Разрушение русской культуры, уничтожение интеллигенции глубоко ранили её, вызывали обоснованное беспокойство за свою Родину. «Если бы какая-либо страна, писала она в 1934 г., — лишилась хотя бы тысячи лучших своих представителей во всех областях знания и труда, то эта страна очень скоро спустилась бы на низший уровень»[28].
- [1] Soviet Life. 1982. № 1.
- [2] Soviet Life. 1982. № 1.
- [3] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974. С. 133.
- [4] На Родину вернулся только один из них, Юрий Николаевич, известный востоковед. Это произошло в 1957 г.
- [5] Николай Рерих. Письмена. М., 1974. С. 51.
- [6] Безграмотные рассуждения некоторых поклонников “Живой Этики”, просочившиеся даже в печать, о том, что интеллект или разум противоречат духу, не имеют под собой никаких оснований. Противоречит разуму только бездуховность.
- [7] Беспредельность, 389.
- [8] Мир Огненный. Ч. III, 163.
- [9] Мир Огненный. Ч. III, 173.
- [10] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 490.
- [11] Беспредельность, 178.
- [12] Мир Огненный. Ч. III, 185.
- [13] Беспредельность, 255.
- [14] Сердце, 210.
- [15] Незабываемый облик: Из архива С.Н. Рериха.
- [16] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 446.
- [17] Там же. С. 158.
- [18] Там же. С. 417.
- [19] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 51.
- [20] Там же. С. 189.
- [21] Там же. С. 414.
- [22] Там же. С. 282.
- [23] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 25.
- [24] Там же. С. 103.
- [25] Там же. С. 344.
- [26] Там же. С. 191.
- [27] Там же. С. 100.
- [28] Там же. С. 285.
- [29] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 354.
- [30] Иерархия, 15.