Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Лазарев В.Н.
Великий художник
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Сотрудница Космических Сил

Елена Ивановна поддерживала движение за истинное равноправие женщин. «Грядущая эпоха, — утверждала она, — будет эпохой не только Великого Сотрудничества, но и эпохой Женщины»[21]. Ибо именно женщине дано восстановить Великое равновесие при переходе на более высокий эволюционный виток. Меч Духа нового человечества будет находиться в руках женщины. Но автоматически это не произойдёт. Женщина сама должна осознать свою космическую возможность и превратить её в реальность. Она должна проникнуться неизбежностью своей миссии. «Наблюдаемый мировой развал, наблюдаемое вырождение в большинстве стран есть следствие векового разновесия, подчинения и угнетения женского начала»[22].

Одним из основных положений «Живой Этики» является учение об одухотворённом Космосе. Деятельность Космических Иерархов, представляющих такой Космос, тесно связана с важнейшими эволюционными процессами. Иерархический принцип организует энергетику этих процессов и ведёт человечество по эволюционному коридору. Пожалуй, в наш век никто другой, кроме Елены Ивановны Рерих, так близко не соприкоснулся с высокой Иерархией. Она донесла до нас её эволюционный смысл. Она сформулировала этот смы сл в св оих письмах ясно, сжато и энергично. «Братья человечества намечают путь всему, утверждённому эволюцией»[23], — писала она. Космические Иерархи являются творцами эволюции. «Самые нужные понятия наступающего великого века — Беспредельность и Иерархия... Следует принять Иерархию как эволюционную систему... Иерархия вполне соответствует астрохимическим началам...»[24]. Некоторые утверждения, раскрывающие суть эволюционно-космической деятельности Старших братьев человечества, возможно, и звучат несколько фантастично. Однако, полагаю, не более фантастично, чем утверждения некоторых наших учёных, ищущих «братьев по разуму». «Именно Их сознание (Братьев человечества. — Л.Ш.) напитывало сознание человечества Единой Истиной, приносимой Ими в одеянии разных философий и религий, соответствовавших времени»[25]. Последнее замечание представляется крайне важным — «соответствовавших времени». Иерархи соблюдали и соблюдают принцип историзма в решении проблем космического значения. Их исторические взгляды, а они достаточно хорошо изложены в «Живой Этике», основываются на утверждении, что история человечества, как и любое явление в Космосе, есть энергетический процесс, идущий в русле Великих космических законов. Законы эти на разных уровнях действуют по-разному, иными словами, имеют различные следствия, но причина их всегда едина — космическая энергетика. Эта энергетика объединяет разные уровни и делает единым космическое творчество.

Елена Ивановна так же, как и её Учителя, рассматривает историю человечества и современную нам действительность с космической точки зрения. Она проложила путь не только в новую философию, но и продемонстрировала будущую методологию истории.

«Законы утверждённые — едины, — писала она в одном из писем, — на всех планах можно утвердить единство. Путь эволюции проходит как нить через физические и духовные степени, потому государственный и общественный строй могут применить все космические законы усовершенствования своих форм»[26].

Она анализировала целые исторические периоды. Этот анализ не походил на то, что мы знаем в нашей исторической науке. Это был анализ — провидение, анализ — пророчество. Пророчества её сбывались, провидения её мы вспоминаем нередко в наши дни и понимаем, как она была права. Многие её письма посвящены России, её прошлому, настоящему и будущему, и представляют особый интерес. Приходится удивляться, как верно она определяла то, что происходило на её Родине, как корректно и тактично выражала свои, подчас горькие, мысли о ней. Живя в Гималаях, отделённая от Родины огромным расстоянием, она никогда не порывала с ней ни духовно, ни сердечно. Она всем своим существом чувствовала ток истории и видела далеко вперёд, что выгодно отличало её от многих прославленных и профессиональных историков. «Не квиетизмом, — писала она ещё в 1921 г., — но подвигом совершенствования создаётся история. Кто возгордится, того покидает благодать искания. И на самоуверенных падает проклятие бесплодности... Нет неизбежного. Есть возможное. Только путём напряжённого творчества, без боязни покаяться в ошибках и сознаться в слабостях, только ценою непрерывных усилий, осуществляющихся в рамках открытого воле «пластического мира», — возможное станет действительностью»[27]. В этом фрагменте легко узнаётся духовная обстановка в России тех лет. Мы понимаем теперь и то предупреждение, которое звучит в словах Елены Ивановны. Она хорошо понимала совершаемое в России, видела губительные последствия этого совершаемого. Разрушение русской культуры, уничтожение интеллигенции глубоко ранили её, вызывали обоснованное беспокойство за свою Родину. «Если бы какая-либо страна, писала она в 1934 г., — лишилась хотя бы тысячи лучших своих представителей во всех областях знания и труда, то эта страна очень скоро спустилась бы на низший уровень»[28].

  • [1] Soviet Life. 1982. № 1.
  • [2] Soviet Life. 1982. № 1.
  • [3] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974. С. 133.
  • [4] На Родину вернулся только один из них, Юрий Николаевич, известный востоковед. Это произошло в 1957 г.
  • [5] Николай Рерих. Письмена. М., 1974. С. 51.
  • [6] Безграмотные рассуждения некоторых поклонников “Живой Этики”, просочившиеся даже в печать, о том, что интеллект или разум противоречат духу, не имеют под собой никаких оснований. Противоречит разуму только бездуховность.
  • [7] Беспредельность, 389.
  • [8] Мир Огненный. Ч. III, 163.
  • [9] Мир Огненный. Ч. III, 173.
  • [10] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 490.
  • [11] Беспредельность, 178.
  • [12] Мир Огненный. Ч. III, 185.
  • [13] Беспредельность, 255.
  • [14] Сердце, 210.
  • [15] Незабываемый облик: Из архива С.Н. Рериха.
  • [16] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 446.
  • [17] Там же. С. 158.
  • [18] Там же. С. 417.
  • [19] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 51.
  • [20] Там же. С. 189.
  • [21] Там же. С. 414.
  • [22] Там же. С. 282.
  • [23] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 25.
  • [24] Там же. С. 103.
  • [25] Там же. С. 344.
  • [26] Там же. С. 191.
  • [27] Там же. С. 100.
  • [28] Там же. С. 285.
  • [29] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 354.
  • [30] Иерархия, 15.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru