Два тома изданных в Риге в 1940 г. «Писем» занимают особое место в её творчестве. В них мы сталкиваемся с ещё одной её ипостасью — талантливого популяризатора и терпеливого наставника для всех тех, кто стремился постигнуть «Живую Этику». В «Письмах» доскональное знание сути предмета оплодотворено её личным практическим опытом. Изучать основы «Живой Этики» без этой книги не следует. Конечно, два тома изданных «Писем» далеко не исчерпывают эпистолярное наследие Елены Ивановны Рерих. Оно огромно. Многие сотни писем, посланные самым различным корреспондентам, носящие личный, деловой, философский характер. Весной 1990 г. я разбирала архив Елены Ивановны в имении Святослава Николаевича Рериха под Бангалором. Я не могла понять, как можно написать за одну жизнь столько, занимаясь при этом ещё тем, о чём я уже упомянула. По-видимому, к Елене Ивановне не подходят наши обычные мерки. <...>
Если «Живая Этика» создавалась Еленой Ивановной в сотрудничестве с Великими Душами, то «Письма» являют блестящий образец её индивидуального творчества. Без сомнения, она обладала удивительным даром просветителя. Не упрощая сложности проблемы, Елена Ивановна могла сделать её доступной даже для малоподготовленного человека. Она многим сумела «открыть глаза» и помочь в продвижении на трудном пути нового знания. И поэтому «Письма Елены Рерих» являются необходимой и составной частью самой «Живой Этики». Елена Ивановна писала о великих космических законах, об энергетическом механизме космической эволюции, о новых энергиях, о значении культуры и этики в совершенствовании человека и человеческого общества. Она анализировала важнейшие философские аспекты соотношения духа и материи. В её интерпретации эти аспекты выглядели непривычно для нас, в них была неожиданная широта, они ломали границы известных нам философских систем. «Дух есть энергия, — утверждала она, — и мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Именно на всех планах, во всех действиях и мышлениях, мы отделиться не можем от материи. Дух, субъективный элемент или энергия, находится в потенциальном состоянии в недрах Космической Природы»[16]. Она рассказывала своим корреспондентам о мирах иной материи, и в этих рассказах были отзвуки её собственного опыта.
Мир тонкий, мир огненный... Эти слова сошли со страниц «Живой Этики» и получили в «Письмах» реальное и живое подтверждение: «Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные»[17]. Энергия духа утончает материю. Эволюция движется от грубого к тонкому. Тонка энергия мысли. Творчество мысли формирует мир лучистой материи. Мы движемся к этим мирам. Мы должны осознать цель нашего движения.
Расширение сознания, писала Елена Ивановна, есть важнейшая эволюционная задача: «Невозможно войти в Новый Мир старыми методами — потому так зову к перерождению сознания». — Вот это перерождение сознания и есть главная цель Учения «Живой Этики»[18]. Она призывала людей развивать в себе новое мышление. Она готовила для этого почву. «... День вчерашний со своим мышлением уже миновал», — писала она. Это новое мышление она тесно увязывала с познанием Космических законов. Только космическая широта мышления могла быть надёжным ориентиром на всех уровнях человеческого Бытия. Жизнь человека, историческая и социальная, обусловлена космическими законами. И пока человечество это не осознает, оно не сможет усовершенствовать свою жизнь, какими бы «измами» экономических и политических учений оно при этом не пользовалось.
Елену Ивановну в огромной степени волновало и беспокоило постоянное нарушение Закона равновесия двух начал — мужского и женского. Она справедливо считала этот Закон одним из основных устоев человеческого общества, влияющим почти на все стороны его деятельности. Закон этот нарушался людьми. Гармония двух взаимодополняющих начал была ими превращена в изнуряющую борьбу. В ней не могло быть победителей. Оба начала энергетически были связаны неразрывно между собой. Угнетение одного из них приводило к неполноценной жизни другое, лишало его необходимой для эволюционного продвижения энергии, обесценивало и обедняло его. Противостояние начал подрывало устои творческой энергии на планете в целом. Потенциал космической энергии женщины в два раза превышает мужской. Угнетение женщины снижает энергию человечества, тормозит его эволюцию. «Человечество должно осознать великий Космический Закон, закон величия и равноценности двух начал, как основу Бытия»[19]. И ещё: «Не указывается ли причина всех бедствий, обрушившихся на планету и человечество, именно в нарушении равновесия между началами; равновесия между мужским и женским полом? Космос держится на этих началах, и в космическом построении оба начала одинаково велики и необходимы, ибо одно не может существовать без другого»[20].
- [1] Soviet Life. 1982. № 1.
- [2] Soviet Life. 1982. № 1.
- [3] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974. С. 133.
- [4] На Родину вернулся только один из них, Юрий Николаевич, известный востоковед. Это произошло в 1957 г.
- [5] Николай Рерих. Письмена. М., 1974. С. 51.
- [6] Безграмотные рассуждения некоторых поклонников “Живой Этики”, просочившиеся даже в печать, о том, что интеллект или разум противоречат духу, не имеют под собой никаких оснований. Противоречит разуму только бездуховность.
- [7] Беспредельность, 389.
- [8] Мир Огненный. Ч. III, 163.
- [9] Мир Огненный. Ч. III, 173.
- [10] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 490.
- [11] Беспредельность, 178.
- [12] Мир Огненный. Ч. III, 185.
- [13] Беспредельность, 255.
- [14] Сердце, 210.
- [15] Незабываемый облик: Из архива С.Н. Рериха.
- [16] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 446.
- [17] Там же. С. 158.
- [18] Там же. С. 417.
- [19] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 51.
- [20] Там же. С. 189.
- [21] Там же. С. 414.
- [22] Там же. С. 282.
- [23] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 25.
- [24] Там же. С. 103.
- [25] Там же. С. 344.
- [26] Там же. С. 191.
- [27] Там же. С. 100.
- [28] Там же. С. 285.
- [29] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 354.
- [30] Иерархия, 15.