Но ведь бывают и неизбежные минуты скорби. Все мы когда-то теряем любимых и близких нам людей. Как, например, быть матери, если она потеряла единственного ребенка?
Если мать потеряла единственного ребенка, составлявшего все ее богатство, и не может больше жить, так как сердце горит факелом скорби, выжигая кровь, — эта мать не внесет в новую, невидимую ей жизнь своего ребенка ни счастья, ни облегчения. У нее нет знания, чтобы, стоя на земле, понимать, что стоишь не у черты земли, а стоишь у черты Вечности. Та же мать, что знает в себе и каждом лишь форму Вечности, сумеет победить личную скорбь и будет всем мужеством сердца посылать дочери помощь своей любви — в улыбке, а не в слезе и стоне доставлять горечь ее новой форме. Со смертью любимых не кончаются наши обязанности перед ними. И первейшая из них: забыть о себе и думать о них. Думать об их пути к совершенству и освобождению. Думать и помнить, что если мы плачем и стонем, мы взваливаем на их новую, хрупкую форму невыносимую тяжесть, под которой они сгибаются и даже могут погибнуть. Мы же склонны приписывать себе в число добродетелей усердное их оплакивание. Тогда как истинная любовь, им помогающая, — это мужество, творческая сила сердца, живущего в двух мирах, а не уныние от нарушенных привычек одной земли.
Трудясь над самообладанием, над самодисциплиной, мы помогаем не только живым, но и тем, кого зовем мертвыми и кто на самом деле гораздо более живой, чем мы, закутанные в наши плотные покровы грубых тканей.
К сожалению, не все понимают истинное значение самообладания и самодисциплины. Какую роль эти качества играют в духовном развитии человека?
Величие духа человека начинается с полного спокойствия и самообладания. Чтобы мог человек зазвучать как частица творящей Вселенной, надо, чтобы он сам ощутил себя гармоничным целым не минутами, а чтобы в его сознание глубоко вошли знание и опыт, что все его творчество может двигаться в нем и двигать его во всем творчестве Вселенной только тогда, когда он — гармоничное целое. Путь к этому знанию всей Вселенной в себе и идет он только через самый простой день, через труд в нем.
Радостно трудясь над воспитанием себя, над своей выдержкой, каждый человек решает не только единственную свою задачу, но развязывает или завязывает, улучшает или ухудшает жизнь целых колец людей, хотя чаще всего он их не видит и даже не сознает всей той важности сил, которые он вылил из себя в день. Потому так преступно извержение из себя в мир бунта страстей и горечи слез.
Видя всю взаимосвязанную жизнь Земли и Вселенной, как понимать смысл единения с конкретным человеком, с людьми, как преодолевать препятствия и исправлять ошибки?
Единение с людьми в данном месте и времени — это вовсе не личная проблема собственного совершенствования. Это сила, строящая всю Жизнь, сила не дремлющая, как болот ная вода, в данном месте, но летящая во всю Вселенную, тревожащая или покоящая всю мировую жизнь.
Когда приходит то, что люди зовут несчастьем, надо крепко держать стяг вечности в руке и помнить, что все несправедливости, на которые жалуешься, все только явления собственного духа. Если сейчас не сумеешь победить ЛЮБЯ вставшего препятствия, если будешь оценивать его не как СОБСТВЕННОГО пути звено, а как заботу людей, людей таких по твоему мнению, плохих, что надо думать об их деятельности как об искажении ими твоего счастья извне, счастья, которое тоже понимаешь на свой вкус и лад, желая, чтобы ни тебя, ни твоих близких не тревожили, и не сознаешь в себе высших сил для спокойной борьбы, — дни жизни потеряны. И снова где-то и когда-то все начинай сначала.
Потому так важно по-новому увидеть свои ошибки, понять, как много было сил растрачено в прошлом тупике духа — на страх, сомнения, боль и слезы, вместо того, чтобы сразу протянуть из себя в мир — как мост к победе — ленту света, мира и любви из своего сердца навстречу дню.
Нельзя ничего достигнуть в жизни, если не приготовить свой дух и, соответственно ему, организм к основному величию: принимать все свои обстоятельства, что расцветающий день нам несет, ПРИНИМАЯ И БЛАГОСЛОВЛЯЯ ИХ.
Живя так, мы не должны, по-видимому, забывать, что путь к Учителю только и может лежать через такое восприятие наших будней. Можно ли назвать подобное восприятие жизни как путь верности и милосердия?
Говоря об Учителе, необходимо сознавать, что это не только частица божественной Мудрости, но и часть божественной ДОБРОТЫ, воплотившейся, чтобы развязать в том числе и тесьмы тугие человеческой любви. В девяносто девяти случаях из ста, то, что люди называют любовью, на самом деле или их предрассудки и суеверия, или их себялюбие. Учитель в каждом своем общении с человеком вскрывает самые неожиданные стороны его страстей. Человек думает, что идет путем верности и милосердия, ищет путей освобождения и приносит людям помощь своей верностью. А на самом деле иногда получается так, что встречные не только не отдыхают в его атмосфере мира и радости, но от его верности страдает все то земное, что к нему близко.