Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Ровинский Р.Е.
Москва

Биосфера и феномен Человека

Направленность развития биосферы ставит вопрос о движущей силе такого процесса. Древнейшие клетки-прокариоты при всей своей относительной простоте позволили своим потомкам дожить до наших дней (например, сине-зеленые водоросли) и прекрасно сосуществовать с куда более сложными современными организмами, выдерживая все тяготы конкурентной борьбы с ними. Какой-же стимул толкнул биосферу на хлопотный путь прогрессивного развития, не удовлетворившись исходным примитивным уровнем? Почему "внезапно" появляются более совершенные клетки-эвкариоты, достаточно сложно устроенные и предназначение которых можно понять только в историческом плане, поскольку они создали основу для образования многоклеточных организмов. Любопытно отметить, что эвкариоты не являются производными от прокариотов. По современным представлениям они возникли в результате объединения трех различных пред-организмов: обнаружено генетическое родство отдельных частей эвкариотов с 1) истинными бактериями; 2) архибактериями и 3) укариотами (частицы, соответствующие цитоплазме). Эвкариоты - это та фила, которая дала толчок к росту ствола Дерева жизни, а прокариоты остались на нем в качестве тупиковой ветви.

Не менее загадочно, если смотреть на это как на случайность в эволюционном развитии ранней жизни, выглядит появление многоклеточных организмов. Что заставило "вольных" эвкариотов объединяться, как они при этом "договорились" о разделении функций, об образовании специализированных органов, а заодно и о способах согласованного управления их жизнедеятельностью в интересах организма как целого. Какими средствами решается проблема стабильного воспроизведения пространственных форм каждого индивидуального организма. Старая научная методология неспособна даже наметить пути поиска ответов на подобные вопросы. Здесь нужны иные подходы.

П.Тейяр де Шарден, сочетавший научную деятельность с саном священнослужителя ордена иезуитов, изложил свои представления о движущей силе развития Мира и биосферы в блестящей книге "Феномен человека"[2], написанной в середине 30-х годов. Но книга увидела свет только после смерти автора (Тейяр де Шарден умер в 1955 г.). Взгляды ученого на эволюционные процессы в Природе не были восприняты руководством Ордена. Тейяра вынудили отказаться от публикации своих философских трудов, от публичных выступлений и участия в дискуссиях, затрагивающих эволюционные проблемы, от чтения лекций по геологии в Католическом университете Парижа. А когда в 1957 году книга Тейяра все же была опубликована, отцы Ордена призвали охранять католическую молодежь от этого нежелательного произведения.

Что же криминального нашли руководители Ордена иезуитов в книге своего коллеги, убежденного католика Тейяра де Шардена? Научные занятия палеонтологией, участие в крупнейших палеоантропологических раскопках в Китае и на острове Ява (Тейяр, в частности, один из открывателей синантропа) снабдили ученого всеми современными данными об истории эволюции биосферы, в том числе и об эволюционном пути высших приматов, включая человека. А умение за частным увидеть общее позволили Тейяру де Шардену представить путь развития биосферы в виде Дерева жизни и сформулировать основные закономерности такого развития. Эволюционные представления, изложенные в книге, кратко сводятся к следующему. Вселенная - это цельное природное образование, пребывающее в состоянии развития. В ходе такого развития на планете Земля естественным путем произошел качественный скачок - переход от неживого к живому, возникло системное образование, называемое биосферой. Как и во всей Природе, в развитии биосферы плавные эволюционные периоды чередуются со скачками, когда система переходит в новое качественное состояние, характеризуемое более высоким уровнем организации. Развитие носит явно выраженный направленный характер, движущей силой которого служит действие созидательной тенденции. Ее порождают элементарные частицы сознания, изначально присутствующие в каждой элементарной частице вещества. Но в микрочастицах сознание проявляет себя слабо, главным образом оно создает у частиц стремление к объединению. В ансамблях частиц растет концентрация элементарного сознания, возникают более сложные его проявления. Когда концентрация сознания превысит некоторый критический уровень, а это может случиться в организмах высокой степени сложности, происходит переход в новое качество, возникает разум, мысль. Эволюция - это движение по пути совершенствования сознания вплоть до образования некоего высшего сознания. Сверхсознание появится в будущем в результате объединения индивидуальных сознаний.

Такие эволюционистские представления не очень-то согласуются с догматами веры, что и вызвало протест руководителей Ордена. Но анализ исторического пути развития биосферы вплоть до появления в ней Человека, выполненный Тейяром де Шарденом, выявленные при этом закономерности развития, вполне согласуются с современной научной концепцией развития Природы. Что же касается элементарных частиц сознания, то современная физика рисует иную картину взаимодействия частиц вещества, во многом существенно более сложную, чем представлял себе Тейяр. С этими физическими представлениями мы познакомились в начале книги.

  • [1] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977
  • [2] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987
  • [3] Волькенштейн М.В. Сущность биологической эволюции. УФН, 1984, т.143, с.429
  • [4] Беленцев Б.Н. Диссипативные структуры и проблема биологического формообразования. УФН, 1983, т. 141, с.55
  • [5] Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. М.: Наука, 1986
  • [6] Алексеев А.С. Вымирание на рубеже мезозоя и кайнозоя. "Природа", 1986, номер 1, с.57
  • [7] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991
  • [8] Николов Т. Долгий путь жизни. М.: Мир, 1984
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru