Научная мысль - это созданный Человеком разумным на определенной стадии своего развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения Знания. И только Человек в состоянии использовать этот аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу.
"Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением - она может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени"[1].
Преимущество человека перед другими высшими животными должно быть закреплено в материальном носителе разума, в мозге. Чем же мозг Человека отличается, например, от мозга своих ближайших родственников - приматов? Как это ни покажется странным, но сравнительно недавно специалисты не могли обнаружить принципиальных различий в строении мозга человека и шимпанзе. Выделить такие отличия удалось только на новом" уровне понимания строения и функционирования мозга, достигнутого в последние 30-40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон, нейроглия) как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или анализирует один процесс или одну функцию организма.
Эволюция мозга, его усложнение идет не только и не столько за счет количественного роста нервных клеток, хотя такой рост имеет место, сколько за счет растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Новообразования мозга никогда не создают изолированных "молодежных" ансамблей. Структурные единицы развиваются в форме вертикальных колонок, включающих как клетки древних отделов мозга, расположенных в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Количественное увеличение ансамблей происходит, главным образом, за счет перестройки старых отделов и использования освобождающихся нервных клеток, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля.
Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции ног и тела и многими другими, практически не отличаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности. Выделяются у человека лобные доли, которые, согласно сложившимся представлениям, осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга, она достигает 25 процентов. Комментарии здесь излишни.
Отметим еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуются детьми от родителей. Но наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Сказка Киплинга о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими благородными животными джунглей, а затем, уже зрелым юношей, вновь вернувшимся в "человеческую стаю" - это только красивая сказка. Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.
В истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести непрекращающуюся борьбу за овладение, сохранение и приумножение того, что выделяет людей из животного мира. Малейшее ослабление усилий или, что еще хуже, сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разуму с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний, к возрождению дикости и агрессивности даже в условиях технической развитости.
Тейяр де Шарден считал, что с момента возникновения мысли медленный процесс биологической эволюции Человека разумного заменяется быстро протекающим процессом духовной эволюции. Важнейшее следствие этого процесса заключается в изменении характера развития кроны Дерева жизни: вместо привычного бурного разветвления, имевшего место на всех предыдущих уровнях, идет процесс схождения человеческих ветвей, как это видно из рисунка 1. Схождение отражает неизбежное объединение всех человеческих рас и национальностей, образование единого земного человеческого сообщества. Вернадский также был убежден, что последующий путь человечества включает обязательное объединение всех его составных частей.
- [1] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977
- [2] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987
- [3] Волькенштейн М.В. Сущность биологической эволюции. УФН, 1984, т.143, с.429
- [4] Беленцев Б.Н. Диссипативные структуры и проблема биологического формообразования. УФН, 1983, т. 141, с.55
- [5] Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. М.: Наука, 1986
- [6] Алексеев А.С. Вымирание на рубеже мезозоя и кайнозоя. "Природа", 1986, номер 1, с.57
- [7] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991
- [8] Николов Т. Долгий путь жизни. М.: Мир, 1984