Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Ровинский Р.Е.
Москва

Биосфера и феномен Человека

Феномен Человека в сложившихся условиях ставит перед наукой серьезные проблемы. По убеждению Тейяра де Шардена, на первый план выдвигается необходимость познания самого человека.

"Человек, как "предмет познания" - это ключ ко всей науке о природе... Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться... Если у человечества есть будущее, то оно может быть представлено лишь в виде какого-то гармонического примирения свободы с планированием и объединением в целостность"[2]. Но при этом "Человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки".

От биосферы к ноосфере

Появление мысли (Тейяр) или научной мысли (Вернадский) в биосфере в перспективе неизбежно полностью ее видоизменяет. В сочетании с трудовой деятельностью человека, мысль становится неведомой до этого геологической силой, способной преобразовать вместе с биосферой весь поверхностный слой Земли. Носитель земного разума - Человек - с нарастающим во времени темпом воздействует на биосферу, активно захватывая все занимаемое ею пространство, окультуривая флору и фауну, меняя облик земной поверхности. По убеждению и Тейяра, и Вернадского, преобразование биосферы грядет неизбежно и необратимо. Об этом они, независимо один от другого, четко заявили еще в начале 30-х годов, что со скептицизмом было воспринято научным сообществом тех лет. Так во что же преобразуется биосфера и что такое преобразование несет человеку, являющемуся неотъемлемой составной частью этой же биосферы? Оба ученых назвали трансформированную биосферу ноосферой. Но при близко совпадающих взглядах на характер эволюционного процесса в биосфере и убежденности о направленном его протекании, каждый из них вкладывал в термин "ноосфера" свое, отличное от другого, содержание.

Тейяр де Шарден воспринимал направленность эволюционного процесса в биосфере как восхождение к сознанию. Одна из высших ступеней восхождения - появление в биосфере мысли. С этого момента начинает протекать конвергенция духа, возрастающая концентрация сознания, его переход в некое высшее сознание. Процесс развития духа назван ноогенезом. На этом пути образуется новый покров, "мыслящий пласт", который и назван ноосферой. Пласт образуется и развивается вне биосферы, над ней. В биосфере остается все биологическое, материальное. С рождением же мысли центр эволюции перемещается в духовную область, а кульминация эволюции произойдет в будущем, с образованием высшего сознания.

"Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что все ценное, все прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в "кроне" ноосферы"[2].

Движение к ноосфере идет в условиях кризиса. Войны, распри, преобладающие тенденции к разобщению людей, их взаимная враждебность - это бушуют в человеческой среде остатки неолита. К освобождению от них ведут экономические, промышленные и социальные изменения, а также пробуждение масс к активным действиям. Неолитические пережитки будут преодолены, так как ведущая тенденция развития мысли - слияние и объединение рас и народов в единое земное сообщество.

"Выход для будущего, вход в сверхчеловечество открываются вперед и не для нескольких привилегированных лиц, не для одного избранного народа! Они открываются лишь под напором всех вместе и в том направлении, в котором все вместе могут соединиться и завершить себя в духовном обновлении Земли"[2]. На пути к ноосфере остановка или возврат невозможны.

В.И.Вернадский иначе, чем Тейяр де Шарден, понимал переход биосферы в ноосферу, а также сущность этого нового ее состояния. Мысль появилась в биосфере через Человека разумного (Homo sapiens), но ее проявление не случайно, к нему вела вся предшествовавшая эволюция биосферы на протяжении нескольких миллиардов лет. Возникновение мысли открыло новую эру в развитии биосферы. Мысль стала мощнейшим геологическим фактором: как только сформировалось научное проявление мысли, оно стало строить и направлять техническую работу человека, переделывающую биосферу. Такое воздействие научной мысли на биосферу выявилось не сразу после появления человека в ней. Вначале, на протяжении многих тысяч человеческих поколений, никаких заметных изменений в биосфере не наблюдалось, но исподволь шло развитие научной мысли и накопление сил. Постепенно, используя свое интеллектуальное превосходство над остальными представителями животного мира, "человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты - в общем всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты"[1]. Развитие научной мысли привело к приручению животных, к созданию культурных рас растений. "Человек стал менять окружающий его животный мир и создавать для себя новую, не бывшую никогда на планете живую природу"[7].

Под влиянием научной мысли и человеческого труда на протяжении последних 5-7 тысяч лет и в нарастающем темпе продолжает происходить стихийный процесс видоизменения биосферы и ее перехода в качественно новое состояние - в ноосферу. В отличие от Тейяра де Шардена, под ноосферой Вернадский понимал не выделенный над биосферой "мыслящий пласт", а качественно новое состояние самой биосферы, ее очередную трансформацию в ходе эволюции. Известны и более ранние переходы биосферы в качественно новые состояния, сопровождавшиеся почти полной ее перестройкой. Но этот переход представляет собой нечто особенное, ни с чем не сравнимое.

  • [1] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977
  • [2] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987
  • [3] Волькенштейн М.В. Сущность биологической эволюции. УФН, 1984, т.143, с.429
  • [4] Беленцев Б.Н. Диссипативные структуры и проблема биологического формообразования. УФН, 1983, т. 141, с.55
  • [5] Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. М.: Наука, 1986
  • [6] Алексеев А.С. Вымирание на рубеже мезозоя и кайнозоя. "Природа", 1986, номер 1, с.57
  • [7] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991
  • [8] Николов Т. Долгий путь жизни. М.: Мир, 1984
 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru