Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шумская И.Ф.
Председатель Ижевского общества им. Н.К.Рериха

Ретроспективный взгляд на самих себя

При Обществе организован чайный клуб "Ветка сакуры". Каждое чаепитие посвящено определенной теме: Русский чай, Светлое Воскресение, Японское чаепитие. Участники чаепития приходят с каким-либо рукоделием, актив клуба оформляет чайную комнату, организуют стол и церемонию, обязательно звучит музыка — все соответственно тематике чаепития. Мы узнаем много нового и интересного, а главное то, что в повседневной суете и неустроенности, в житейских буднях вдруг появляется этот теплый мир уюта и покоя, неспешной беседы и доброго человеческого общения.

В жизни каждого члена Общества большое место занимает музыка. Мы слушаем записи православных и других духовных песнопений, народную музыку, в том числе великолепную зурну, мягкую лирическую гитару, классическую отечественную и зарубежную музыку (Рахманинов, Чайковский, Шостакович, Вивальди, Гендель и др.), песнопения в исполнении ансамбля "Октоих", русские классические хоры и другие произведения

Вот уже больше года существует в рамках программы "Радио "Столица" Удмуртского Радио рубрика "Мир, в котором мы живем". Мы стараемся в простой и доступной форме говорить со слушателями о строении и величии Вселенной, о непреложности ее законов и их сущности, об отражении этих законов в сказках и пословицах народов мира, о мифологии народов мира как о начальном этапе, если можно так сказать, комплексного подхода к : пониманию мира. В нашей Республике издавна сосуществовали православие, мусульманство и язычество (удмурты долгие годы после христианизации сохраняли календарные и семейные, родовые обряды своих предков). Поэтому, разговаривая с широкой аудиторией, нужно быть чрезвычайно деликатными и чуткими. Особенно это касается детской аудитории. В свое время я была до глубины души потрясена примером отсутствия этой самой деликатности, причем, вероятно, это было не по злому умыслу, а по незнанию или просто равнодушию. В один из классов начальной школы пригласили священника для беседы с детьми. Батюшка стал говорить детям о заповедях Христа и после двух-трех сказанных фраз повторял: "Смотрите дети, не будете выполнять заповеди Христовы, Бог вас накажет". Эта фраза была повторена много раз в течение урока, и с каждым разом дети все с большим испугом смотрели на батюшку, втягивая головы в плечи. Затем батюшка стал учить детей, как осенять себя крестным знамением. "А кто не будет постоянно осенять себя крестным знамением, того Бог накажет, и душа этого мальчика или девочки попадет в ад на вечные муки". Дети послушно выполняли все, что говорил им батюшка, все — кроме трех детей в правом ряду. Батюшка указал на этих троих: "Вот, они не крестятся, и Бог их накажет". Разумеется, глаза этих детей были полны слез. А дело то было в том, что эти трое детей – татары, т.е. дети из семей, исповедующих другой способ обращения к Всемогущему. Кто будет виноват в том, что происходило в тот момент в душах этих троих? Как сложатся у них отношения к людям, исповедующим православие? Какой отзыв вызовет в семье их рассказ о том, что произошло в школе? И еще вопрос: если Бог – это Любовь, то как можно наказывать любовью? Может быть, любящий Господь не накажет, а огорчится, увидев несовершенство и проказы своих детей? Нам представляется, что если уж говорить о религиозном воспитании детей, то необходимо вести это воспитание не в виде случайных, разовых бесед, а постепенно, поэтапно, соответственно возрасту обучаемых; мы убеждены в том, что наряду со знакомством и изучением основ религии своего народа, своей семьи, дети с самого раннего возраста должны непременно знать общую историю религий народов мира в доступном для их развития изложении.

А что может быть лучше народных сказок, легенд и притч? Как можно говорить о духовном воспитании детей, не научив их пониманию и уважению к религиозным и иным взглядам и убеждениям соседей. Они должны знать, что можно не разделять и не принимать чужое мнение, но каждый человек имеет право свободы совести, свободы следовать вере своих предков. Иначе недалеко до уже пройденного нами утверждения: "Враг – это всякий инакомыслящий". В радиопередачах мы говорим о семейном воспитании ребенка ("Ребенок учится в дому, родители — пример ему"). Как сказала мне одна милая второклассница: "В школу-то мы уже готовенькие приходим". Знакомим слушателей с основами миропонимания Новой Эпохи, в которой нашим воспитанникам и ученикам выпадет счастье жить. Звонки в редакцию и ко мне лично, как ведущей радиорубрики, говорят о том, что нам удалось найти актуальную тематику и сам тон передачи, как доверительной неспешной беседы. Мы часто рекомендуем слушателям литературу, игры и самоделки с детьми, соответствующие содержанию каждой передачи. Конечно, есть и непонимающие необходимость таких передач, есть и просто злопыхатели, но, во-первых, их немного, а во-вторых, спасибо им за науку, они указывают нам, где наши слабые места.

Вот уже два года, как меня пригласили читать небольшой курс в подразделениях МВД. Разговор идет о строении и законах мира, в котором мы живем, о том, что такое семья и каковы законы ее построения и развития, о том, что такое экстремальная ситуация и как выбрать наиболее эффективный способ поведения, исходя из "отправной точки" действия. Например, если работник милиции встречается с каким-то правонарушением, что является отправной точкой его действия — просто броситься и скрутить хулигана, направив всю силу и энергию на ненависть к нему, или же отправной точкой будет мысль о безопасности людей? В какой из этих двух ситуаций работник милиции будет в большей мере владеть собой и обстановкой: когда гнев застилает глаза, или когда профессиональный долг и честь, горячее желание спасти людей помогают мгновенно и точно определить обстановку и действовать, не теряя самообладания? В нашей Республике среди работников МВД много смелых и достойных людей, о чем говорят их ордена и медали.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru