Ижевское культурно-просветительское рериховское Общество СВЕТ (в дальнейшем — Общество) возникло в начале 70-х годов как студенческий клуб. Мы знакомились с творчеством художника и мыслителя Н.К.Рериха, изучали материалы экспедиций по Алтаю, в Гималаи, по Монголии, по старинным городам России. Студенты подготовили интересные сообщения и доклады об истории отношений России и Индии, о хождении Афанасия Никитина, туристическая группа побывала на Алтае, в результате — поэтическая серия слайдов и увлекательные рассказы об этом прекрасном крае. Говорили о русских старинных городах и монастырях, о русской иконе, о Новой Эпохе, как пишется о ней в Живой Этике и в работах семьи Рерихов, знакомились с легендами, сказаниями, в том числе о Шамбале. Работа клуба вызвала интерес не только у студентов, но и многих преподавателей. Однако вскоре клуб был весьма шумно ликвидирован, настало трудное время испытаний. Но "благословенны препятствия, ибо ими растем". Четко определились настоящие и ложные друзья, ушла некоторая восторженность в работе, появилось больше строгости и требовательности к себе и к читаемым книгам и публикациям периодики. Начался период глубокого изучения Живой Этики, истории искусств, философии и религий мира. И как награда – приезд передвижной выставки МЦР – "Картины Николая и Святослава Рерихов". В Музее, в качестве сопровождения выставки, мы организовали ежедневный лекторий о жизни и творчестве Н.К.Рериха, о духовном наследии семьи Рерихов. Город как будто встрепенулся, проснулся, лекционный зал Музея, где расположилась экспозиция, не вмещал всех желающих. Люди стояли в дверях, в фойе, пришлось установить там динамики. Вместе с работниками Музея мы разработали экскурсию-сказку для маленьких посетителей. С утра до закрытия Музея шли группы школьников, студенты, горожане приходили на выставку семьями и не по одному разу. Спасибо работникам Музея за подарок.
В результате общения в залах Музея, у картин, в лекционном зале, просто на улице после окончания рабочего дня Музея, образовалась группа единомышленников, и было решено создать Ижевское Рериховское Общество со статусом культурно-просветительской организации. Общество было официально оформлено и зарегистрировано.
Начался поиск своего пути, основного направления, форм и методов работы. Прежде всего взялись за знакомство с книгами Живой Этики. Нужно было дать людям привыкнуть к необычному построению и языку этих Книг. Первый год знакомились с книгой "Зов", делая акценты в зависимости от интересов или профессии членов Общества. Отдельно смотрели, что говорит Книга о Любви, о Сострадании, об Устремленности, о законах Бытия. Наши книгоноши ездили в Барабинск, Москву, Новосибирск, Самару, снабжая нас литературой и устанавливая связи с Рериховскими центрами в этих городах. Спасибо им, книгоношам, и низкий поклон. Спасибо работникам библиотеки Дворца металлургов, приютивших нас в самом начале нашего пути. С сожалением говорим об этом в прошедшем времени, так как помещение библиотеки отдано под банк, а сама библиотека со всеми своими книгами и журналами переведена в цокольные клетушки жилого дома. Сейчас наши встречи проходят в помещении отдела литературы по искусству Национальной Библиотеки Удмуртии. Работаем в тесном творческом контакте с работниками отдела.
Постепенно мы поднимались, как по ступенькам, по книгам Живой Этики, находили ответы на многие, в том числе и личные вопросы.
Начиная с книги "Беспредельность" решили, что пришло время индивидуальной, интимной работы каждого члена Общества с книгами Живой Этики, в зависимости от интересов и уровня подготовки каждого.
На заседаниях Общества обменивались мыслями и впечатлениями о прочитанном, обязательно привлекая материал русской и мировой литературы, сравнивая, находя параллели между тем, что читали в Живой Этике и, скажем, у Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Гете и т.д. Отмечали, насколько глубже и внимательнее стали читать, как по-новому посмотрели на произведения любимых и уже, вроде бы, хорошо знакомых писателей и поэтов. Мы сказали себе, что нельзя замыкаться только на книгах Живой Этики, которую мы восприняли как метод познания мира, что надо смотреть на мир Культуры как на драгоценный алмаз, сияющий своими драгоценными гранями.
На свои заседания мы приглашали знающих, интересных людей. Изучая мифологию удмуртов, встречались с Н.П.Кралиной, автором прекрасного исследования и книги по истории мифологии удмуртского народа. Удовольствие и удовлетворение были обоюдными, а прощаясь, Надежда Петровна сказала: "Я уже и забыла, что на свете бывают такие добрые лица, такие чистые и светлые глаза". К нам приезжал Ю.М.Ключников, мы встречались с психологом О.П.Ковалай, с кандидатом философских наук, мэтром истории, этики и философии йоги В.А.Трефиловым и другими интересными людьми.
В то же время шел поиск основного направления работы Общества. Вот каковы принципы этого направления.
Живая Этика – метод познания мира, а не предмет для преподавания (тем более детям); для педагога это своего рода призма, через которую педагог представляет детям материал своего предмета, добиваясь, таким образом, большей глубины в познании мира.