Сорок лет он проповедовал новое Учение в окрестностях Бенареса и Бихара. Восьмидесяти лет отошел в Нирвану. После смерти Учителя первые века оставили память в нескольких учениках — последователях новой религии. Образы их, достойные удивления, набожно сохранились в букете легенд, таких же священных, как и легенды о Будде. Подражание Учителю, осуществление в жизни Его милосердного и простого Учения были свежи в памяти, а потому и легко применимы.
Мало-помалу время стерло чистоту и глубину идеала простой жизни, заменив его диалектически противоположным, но более легким в выполнении — блестящим культом поклонения образу Будды.
Образовались общины буддийских монахов на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Непале, Тибете, Китае, Японии, Камбодже, на Яве, Суматре, которые ставили целью широкую пропаганду в массах. В отличие от других религий, свято охраняющих священный язык, на котором писались канонические книги, буддизм, распространяясь среди самых различных стран и народов, стремился усвоить местные наречия, переводил и истолковывал народу книги на родном языке. Этим он был популярен и почитаем народом. К услугам проповедников создавалась обширная литература из легенд, биографий, притчей, полурелигиозных рассказов о предыдущих жизнях Будды. Все это легко усваивалось и вызывало волны почитания и преданности. Интересной чертой буддийских общин была их корпоративность. В отличие от монастырских объединений других культов, общины буддийские получаемые ими дарственные земли от богатых почитателей считали общественной собственностью, которая не должна служить интересам отдельных членов.
Ценности, накопляемые здесь, сполна использовались для общего дела. Так, обогащаясь, буддийский культ все более вдавался в роскошь. Строились монастыри, в услужении которых состояло множество монахов. Всю силу творческого вдохновения эти служители отдавали расширению и процветанию памятных мест жизни Учителя и Святых. Воздвигались роскошные здания священных предметов культа: символические "колеса закона", дерево (бадхи) и многочисленные изображения Будды, замечательные по красоте выполнения и материалу (золото, драгоценные камни, слоновая кость и т.д.).
Десятки миллионов монахов-общинников, ведя суровый образ жизни и строго выполняя предписания о подавлении чувственных желаний, были создателями неповторимых образцов зодчества и скульптуры. Подземные храмы Аджанты, Эллуры — дело их рук. Уникальные образцы их искусства имеются в Кабуле, Пенджабе. Их творчество дало толчок пышному расцвету не только культового искусства, но положило фундамент широкого народного творчества в бытовой и гражданской архитектуре.
Особой формой культового зодчества, сохранившегося до сих пор, являлись так называемые "ступы". В городах, селах, при дорогах воздвигались эти памятные знаки, увеличивающие значение погребенной под ними реликвии буддийского культа. В большинстве они представляли массивные каменные столбы, напоминающие пилигриму или путешественнику о Великом Основателе. Иногда ступы оформлялись в виде полусферы, стоящей на сложенном сплошь из кирпича барабане. Эта форма имела символическое значение, напоминая небо — символ бесконечности или Нирваны Будды. Позднее появилась новая форма ступы, вытянутая острием по вертикали. Эта форма была праматерью готического стиля в архитектуре.
Хочу отметить интерес Энгельса к философии Буддизма. Он упоминает о буддийской философии как о диалектической. Вероятно, он знал и о школе буддизма, сторонники которой принимали только философию Будды. Они были противниками поклонения Его образу и установления Его изображений, ибо считали Будду человеком.
Расскажу о лекции, прочитанной профессором для аспирантов Института Востоковедения. Лекцию читал гостивший в Союзе пандит непалец Чандра из колледжа в Катманду. Тема особенно привлекала коллектив Института, потому что затрагивала специфические стороны буддийского культа и преломления Учения Будды в сознании древнейшего народа.
Непал — страна, на территории которой расположен самый высокий горный барьер Гималаев, отделяющий Индию от остальной Азии. Ученые-геологи считают Гималаи могучим завершающим звеном Великого каменного пояса Земли, который, начинаясь с Пиренеев и Аппенин, проходит через Альпы, Карпаты и Кавказ в Европе, продолжаясь в Азии через Иранское нагорье, Памир, хребты Тянь-Шаня — эта горная страна вливается тремя потоками в Южную Азию. Главный центральный поток начинается мощной вершиной Нангапарбат в северном Кашмире. Поднимаясь все более по широте, эта огромная зубчатая стена составляет Главный Гималайский хребет, перерезающий высочайшими своими вершинами с запада на восток Непал.
Часть Главного хребта, разделяющая непальскую землю, является самой высокой и носит название Больших Гималаев. Этот горный массив начинается в западном Непале заснеженной вершиной теряющейся в облаках Дхаулагири (8221 м) и оканчивается на восточной границе Непала с Тибетом высочайшей вершиной мира Джомолунгмой, достигающей 9 километров.
На территории Непала насчитывается 26 высочайших вершин. Своеобразие природы Гималаев накладывает свой отпечаток на климат и этнический состав населения. Непал — страна тропических джунглей и вечных льдов. Не удивительно, что на богатой, но суровой непальской земле живут самые разнообразные народности. Издревле Непал был заселен племенами тибетско-бирманского происхождения, появившимися около 15 000 лет назад. В разное время в Непал проникали народы индийской группы. Смешиваясь с тибетцами и другими народностями, одни частично теряли свой тип, что отражалось в разрезе глаз, выступающих скулах. Другие же сохраняли большие глаза и прямой нос, но приобрели тибетско-китайскую узколицесть. Кроме того, отличны обитатели горной части от жителей долин.