С улыбкой Ю.Н. раскрыл объемистый портфель и вынул оттуда груду записок. "Видите, сколько вопросов еще ждет ответов. Вопросы продолжают поступать и по почте".
Видя мою заинтересованность, Наставник предложил прочесть свой конспект. На что я с великой радостью согласился. Особенно врезалась в память часть философская. С глубокой искренностью цитируя Энгельса и Ленина, Ю.Н. отметил, что эти авторитеты не отрицали роли, какую сыграли моральные догмы религиозных Учений народов, и роста их культуры. Слушая конспект, я пришел в такой восторг, что попросил разрешения кое-что записать. Сейчас я нашел эти записи (часть утеряна) и, пользуясь ими и частично вспоминая, постараюсь восстановить слышанное.
Диалектичность мышления Будды поражает, когда сравниваешь Его воззрения с высказываниями Энгельса. Достойно удивления, как за 2500 лет в Индии появились представления о мире более глубокие, чем в древней Греции. Будда считал бессмыслицей философию, которая могла бы удовлетворить все эпохи и века. Ведь мир, по мысли Будды, — это система, где нет ничего вечного и, следовательно, нет и вечной истины.
Энгельс пишет: "Жизнь природы, человечества или наша собственная душевная деятельность представляется бесконечным сплетением связей и взаимодействий, в которой нет неподвижного и неизменного, но все движется, изменяется, возникает и исчезает". (Цитата из моей записи). Нельзя смешивать Учение Будды с тем, во что оно превратилось и что мы изучаем под именем буддизма. Учение Будды чистое, глубоко милосердное и простое. Последователи Его, которых насчитывается больше, чем последователей других религий вместе взятых, запутали простые мысли Учителя, огрубили. Они прежде всего объявили Будду богом и на том успокоились. Только немногие могли подняться до понимания простоты и величия Его воззрения и старались распространять и проводить в жизнь данные им высокие моральные принципы.
Известно, что основные идеи Учения Будда передавал устно ученикам и окружающим Его. И только 400 лет спустя после смерти Его тексты высказываний были записаны под названием "Трипитака".
Трудно восстановить основные идеи Учения. Раскрытием их занимались ученые-исследователи всех стран мира. В свете этих раскрытий рисуется такая картина: "Все люди — дети одной матери-природы. Все равны перед ней. Князь или раб, богатый или бедный, вельможа или простолюдин — все живут под одним солнцем, все одинаковы перед лицом природы. Преимуществом является не знатность, не богатство, а поведение человека, его жизнь. Следуй велениям разума, природы, совершенствуй себя, и ты обретешь и мудрость, и знатность, и богатство. В мире господствуют закон и порядок, произволу нет места. Против этого закона бессилен любой закон. В том числе и человеческий. Но закон этот не Бог всесильный, сверхъестественный, стоящий над людьми. Зная закон, человек может приспособить к нему свою жизнь и согласовать ее с ним.
Буддизм, возникший сначала на индусской почве, перекликается с древнейшим Учением ведантизма. В Ведах обожествляется природа, а боги имеют власть над людьми. Но власть эта не жесткая, а заботливая, дружественная. Человек доброй жизнью может заслужить расположение Богов и даже награду за свои усилия. Боги сильны, но не всемогущи. Многое во Вселенной, как и сама Вселенная, Им не подвластно.
Трудно сказать, насколько история сохранила мысли Будды в чистоте. Слишком высоко стоял дух Учителя над Его временем. Лучшие ученики Будды оказались неспособными воспроизвести Его мысли. Даже любимейший из них не был достаточно изощрен, чтобы считать его сообщения о сильнейшей философии Будды верными по существу.
Не удивительно, что впоследствии возникали национальные формы буддизма. С полным основанием можно говорить о буддизме китайском, бирманском, цейлонском, тибетском. Народная фантазия перемешала принесенные идеи с господствующими ранее религиозными формами, создав свою культуру, обрядность, искусство — свой ритуал.
Будда не присваивал себе права совершать служения, принимать жертвы, никогда не считал, что какой-либо культ мог помочь в деле снятия с души человека его пороков и привести к доброй жизни без воли самого человека.
Индийцы называют диалектику "Кшаника вада". Философы Индии и историки религий считали, что всякое религиозное Учение, возникая, опережает эпоху, что состояние сознания людей времен Будды намного отставало от передовых идей, которые несла проповедь Будды.
Мощная личность основателя оставила несмываемый след Его Образа, сохранившегося в веках. Не могли забыть последователи Его царственного облика пробужденного Обладателя совершенной Истины, недоступной смертным.
Поэтому легенда о рождении в семье раджпутского клана, в двухстах километрах от Бенареса, ребенка — будущего посланника Божия, была легко и благоговейно принята народом. (По другому преданию Будда родился в южной части Непала).
С детской наивностью слушали толпы сказание о том, что 29-летний царевич покинул родителей, жену и только что родившегося сына и стал санисиком. После семи лет размышлений и внутренней борьбы он принял имя Будды — просветленного.