Культура, таким образом, выступает, как объединяющее начало творчества природы, и творчества наиболее одухотворенной ее части — человечества с творчеством духа, который самореализуется и самоорганизуется, проявляясь через многообразные формы природных вещей.
VI. Обретение Единства
В периоды расцвета культуры человечество особенно глубоко чувствовало свое единство, ибо это были времена торжества духовного начала, а духовность по своей природе стремится к воссозданию утраченного сущного единства Мира, Космоса, Природы и Человека. Последним ярким примером такого подъема духа в Европе был период Возрождения, после него на рубеже XIX и XX веков возникает мировоззрение космизма.
Через идеи единства поддерживался синтез науки и искусства, одухотворяя пути знания. Знание в понимании Леонардо да Винчи — не только великая способность человека, но и жизненная потребность, определяющая его отношение к миру. Знание помогает раскрыть творческие силы человека. «Там где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью той же самой природы бесчисленные виды новых вещей».
Леонардо стремился поднять значение «механических искусств», куда входила и живопись, до уровня «свободных искусств», и тем способствовал сближению разных областей знания — естественных и гуманитарных, в рамках единой «истинной науки», одним из оснований которой утверждалась связь теории и практики.
Другой гигант Возрождения — Джордано Бруно — обожествляет порождающую силу природы, космичность красоты самовоспроизводящейся материи: «Итак, пойми, где находятся природа и Бог, — ибо там находятся причины вещей, смысл первоначал, судьба стихий, зародыши рождающихся явлений, основные формы, деятельное могущество, все, приводящее в движение, все прославленное своим названием первичной субстанции. Это материя, пассивное могущество, всегда проявляющееся в единстве. Нельзя допустить бытия творца, нисходящего свыше, дающего порядок, творящего извне. Искусство во время творчества рассуждает, мыслит. Природа все творит мгновенно, без размышления. Искусство имеет дело с чуждой материей, природа — с собственной материей. Искусство находится вне материи, природа — в самой материи. Даже более того: она сама есть материя. Таким образом, материя творит из своего собственного лона. Она сама есть свой внутренний творец, живое искусство, изумительное умение, подсказанное мыслью, сообщающее действие своей материи, а не чуждой. Она не медлит, не размышляет, не рассуждает, но свободно творит из себя, подобно огню, который сияет и сжигает подобно свету, свободно несущемуся в пространстве». (Jordanus Brunus. Opera latine conscripta, (о связях в природе) т. II, ч. I, с. 312). Но в этой свободе творящей способности материи природы, подобной свету и огню уже сияет потенциал духа. Опять мы видим силу духоматерии.
В последующей истории европейской культуры идея единства утрачивается, человек все сильнее чувствует свой отрыв от мира, и противопоставление субъектно-объектных отношений, «я» и окружающей среды, чуждой или враждебной ему, приобретает все более острый характер и, наконец, человек приходит к отрицанию самого себя — в век технической, машинной цивилизации он становится рабом им же порожденных технических монстров.
Восток более последовательно, чем Запад, нес идею Единства. В индуизме Единый высший, непознаваемый, бесконечный, неизменный Принцип бытия называют Брахманом. Из Него посредством великой энергии Майи манифестируются бесконечно изменчивые формы бытия, обретаются имена и порождаются причины. В северном буддизме всенаполняющая и одушевляющая божественная сущность— Алайя (аналогична понятию Акаша и сущностно связана с основной всех вещей, корнем материи — Мулапракрити). Основа даосизма — несотворенный Принцип Дао. У зороастрийцев это Эйн-Соф.
Всеединая сущность единоначальная духовная субстанция, стоящая за многообразием проявленного мира. Принцип аналогии связывает человека с Космосом, Вселенной. Утонченные формы психических состояний и грубые вещественные проявления — лишь градации единой духоматерии. Мужское и женское, активное и пассивное взаимодействуя, присутствуют во всех явлениях.
Наиболее последовательно, пожалуй, эти мысли проводились в традиции индийской религиозно-философской системы Адвайта - Веданты. И лучшим примером такого пути утверждения высших устоев жизни может быть не теория, а реальная, но святая жизнь Свами Вивекананды, великого духовного подвижника Индии. Яркая многогранная индивидуальность Вивекананды представляла синтез совершенных качеств сознания — поэт, музыкант, социальный реформатор, великий философ, монах, отринувший мирские привязанности и покоривший буйство своей ищущей Истину души у ног Учителя, воплощавшего эту Истину. И все эти качества и силы были направлены на бескорыстное служение Индии и всему человечеству. «Все творение есть Единое Сущее. И это не может быть по-другому. Через раздробление мы все идем к этому универсальному Единству. Семьи и племена и расы, расы и нации, нации и человечество — все ручьи, сливаясь в реки, текут в этот Океан Единства. Это и есть Знание, вся Истина, реализация этого Единства. Единство — знание, разъединение — невежество. Это знание — ваше врожденное достояние. Не я учу вас ему. Никогда не было различных религий в мире. Мы все имеем возможность спасения — освободим мы себя или нет. Вы все равно придете к тому, что станет свободным, потому что ваша сущность — Свобода». (Свами Вивекананда «Веданта как религия будущего?» СПб. 1991. с. 18)