Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Карклиня Инга Николаевна
Искусствовед, член Латвийского общества имени Н.К.Рериха

«Как хороши, как свежи были розы»

- Это был самый счастливый день в моей жизни, – вспоминала впоследствии Мильда Риекстинь. По своей скромности она умолчала о том, что ещё несколько дней после бенефиса она получала поздравления и подарки от поклонников. К ней на дом присылали из редакций местных газет фотографов, брали интервью. В этом же году (1924) массовым тиражом была выпущена открытка с её портретом в белой шали.

Мирдза Шмитхен вспоминала: "Тогда же Мильда получила в дар от Яниса Райниса "роман в стихах" - "Пять эскизных тетрадей Дагды". С автографом Аспазии принёс ей книгу "Ночь ведьм" (1923г.) Янис Осис. В то время ещё молодой поэт-романтик Арвидс (Янис) Судрабкалнс поздравил своим первым сборником стихов "Крылья Армада" с эпиграфом:

«Нет гаваней, где корабли Мечты
Могли б на якорь стать спокойно»

В республиканском музее истории театрального искусства в настоящий момент находятся два фонда эпистолярного наследия – Мирдзы Шмитхен и Мильды Риекстинь-Лицис. Они дополняют друг друга фотографиями и публикациями местной театральной хроники. Автору книги "Капли Живой Воды" эти материалы очень помогли осветить ряд фактов досоветского периода биографии Мильды Яновны Риекстинь-Лицис.

Об интересном факте знакомства с Мильдой Риекстинь-Лицис рассказала мне поэтесса Мирдза Кемпе в 1964 году:

– Наши дружеские отношения установились через Райниса, – объяснила поэтесса. - Это произошло в 1928 году в Риге. Прекратив занятия в университете, я, выдержав конкурс, была принята диктором в Радиофонд. Работа была не творческой, в основном для заработка. Чтобы приблизиться к своей сокровенной мечте – стать поэтессой – мне необходима была уверенность в своих возможностях. В гимназические годы я послала любимому поэту свои "детские пробы" и он ответил обнадёживающе, посоветовал продолжать трудиться в этом направлении...

И тогда этот вопрос для Мирдзы Кемпе стал вопросом жизни. Узнав, что молодая актриса после своего триумфального бенефиса стала запросто бывать в доме Райниса и Аспазии, она попросила её посодействовать о личной встрече с Янисом Райнисом. Это было нелегко сделать. Последние два года своей жизни поэт плохо себя чувствовал, и Аспазия отменила все волнующие его визиты... Спасло сохранившееся письмо Райниса к молодой поэтессе, которое она как талисман носила на груди вместе с медальоном матери. Райнис (находившийся тогда во Франции), писал: "Знакома ли широкая общественность с Вашими стихами? Вы – поэтесса, и это надо показать..." Но как это сделать? Всегда решительная в своих поступках Мирдза колебалась с "выходом на широкую аудиторию". В этот раз по совету мужа, литератора Эрика Адамсона, она принесла Мильде Риекстинь некоторые свои лирические стихи из будущего сборника "Утренний ветер" и попросила её при встрече почитать Райнису. Актриса с удовольствием исполнила эту просьбу через Аспазию. Стихи молодой талантливой поэтессы обоим поэтам очень понравились и они своё мнение подтвердили письменно.

В середине двадцатых годов Мильда Риекстинь и её подруга Мирдза Шмитхен проявляют большой интерес к учению Живой Этики; начинают посещать кружки чтения книг по восточной философии (вначале кружок Владимира Анатольевича Шибаева, затем – доктора Феликса Лукина). В начале 1930-х годов, когда образовалось в Риге Латвийское Общество имени Н.К.Рериха, Мильда Риекстинь становится его активным членом, избирается в правление и некоторое время руководит одной из старших групп.

В этот период в дневнике и записной книжке актрисы появляются записи высказываний доктора Ф.Лукина:

Безделие – яд.

Что самое главное? Абсолютное даяние без каких-либо промедлений.

Чем выше поднимается человек духовно, тем больше он может помочь другим. Это его карма – облегчить страдание другому.

Из-за моего робкого характера из меня не получился "достойный руководитель группы", -призналась Мильда Яновна. - Вскоре доктор Феликс Лукин уговорил доктора Катрину Драудзинь стать во главе секции "Женского единения" и я перешла в её группу. С Катриной у меня установились тесные дружеские отношения на всю жизнь. Для меня Драудзинь стала духовной наставницей и советчицей во всех вопросах. Особенно важна была её поддержка в годы пребывания в лагере политзаключённых (Абезь, 1950-55 годы).

Спустя два года после смерти доктора Лукина, в 1936 году его место занял поэт-философ Рихард Рудзитис – человек широкой эрудиции, автор многих трудов по восточной философии и превосходный переводчик творений Р.Тагора. Это ему лично были адресованы многочисленные письма из Индии Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. По благородству его души и щепетильной скромности поэта, мы узнавали о содержании этих писем лишь от его жены – Эллы Страздынь-Рудзите. В одном из писем Елена Ивановна писала: "Родной наш Рихард Яковлевич... Шлю Вам всю мою веру в то, что Вы, приняв духовное наследие Феликса Денисовича, олицетворите в себе его символ – символ Вождя Сердца. Пусть все, ищущие Света, найдут отклик в Вашем сердце..."

 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru