Всё, о чём я сейчас пишу, произошло до 1-го июня 1949 года. Стоял солнечный безветренный день. В Межапарке в саду особняка актрисы Мильды Риекстинь-Лицис, что на улице Островского, 6, благоухал жасмин, цвели розы. На круглом садовом столике с плетёными ножками были разложены альбомы с театральными фотографиями. Несколько минут тому назад захлопнулась калитка за подругой – известной актрисой Национального театра Мирдзой Шмитхен... Только она заполнила этот день и пришла поздравить Мильду с 35-летним юбилеем на сцене... Как и тогда, обе подруги в белых платьях, их лица радостно сияют. Как дороги воспоминания тех лет их жизни, такой обещающей... Сколько было триумфов и незабываемых встреч, и как хорошо вспоминать их вместе!.. Это и детский спектакль, где Мильда была в роли мальчика, и многое другое...
– Прежде всего, я за всё благодарна своим учителям и наставникам – говорит Мильда. - Первым по праву был Екаб Дубур-Ариньш (1886-1916) – многогранная личность: актёр, певец, драматург, театральный критик и замечательный педагог, организатор. С 1903 по 1909 год он возглавлял рижские театры, а затем с Эрнестом Зелтмате основал в Риге драматические курсы...
Екаб Дубур был душой и сердцем курсов. Он наставлял своих учеников: "Будете вы переживать свою роль на сцене, будет её переживать и зритель в зале". Особое внимание Дубур уделял искусству декламации: "Она должна быть не только чёткой, но и хорошо слышимой при самых тонких вибрациях голоса... Никогда в своих эмоциях чтец не должен впадать в "патетику" и "экзальтацию". Чем непринуждённей интонация, тем она доходчивей". (Из воспоминаний О.Аринь.) В мае 1912 года состоялся первый выпуск курсантов. В их числе были: Я.Симсон, О.Аринь и Мильда Риекстиня.
После дебюта Мильда была приглашена на роли инженю (амплуа актрисы, исполняющей роль наивных девушек – И.К.)... Через два года она начала работать в Национальном театре... С ролями ей повезло – всё, что она играла, было близко сердцу.
Не многословная, по-детски незащищённая и наивная, она была блистательной актрисой. Как великолепны её роли на большой сцене Латышского драматического театра! Изумительная Майя в пьесе Анны Бригадере "Майя и Пайя", Таня в "Женитьбе Белугина", Бьянка в "Укрощении строптивой".
Именно ей 10 апреля 1923 года в антракте спектакля Анна Бригадере с цветами прислала записку: "Нежнейшей Майе, самой лучшей исполнительнице этой роли". Даже спустя много лет, когда Мильда Риекстиня уже не играла молоденьких девушек, коллеги и поклонники её таланта всё ещё вспоминали эту блистательную роль. "Созданный Вами образ Ветренницы никогда не изгладится из моей памяти – настолько правдив он был" (А.Берзиня).
В 1989 году, работая над рукописью своей книги "Капли Живой Воды", посвящённой людям духовной культуры – членам и друзьям Латвийского Общества имени Н.К.Рериха, я обратилась к режиссёру Ирине Лиспе с просьбой написать свои "Воспоминания о М.Риекстинь-Лицис", 18 октября того же года получила от неё письмо:
"...Говоря о Мильде Риекстинь-Лицис, в моей памяти возникает образ выдающейся личности, которая обладает редкими человеческими качествами: доброжелательностью, сердечностью и предельной скромностью. Она самоотверженно и с полной отдачей трудилась в области своей профессии. Все эти качества воплощала с большой искренностью в создаваемых образах. Отсюда – ответная, очень тёплая, а порой и просто восторженная реакция зрителей. Отрицательные образы ей было трудно, а порой просто невозможно создавать... О своей дружбе с Я.Райнисом и Аспазией она, конечно, Вам рассказывала сама... Добавлю лишь один эпизод, который её очень обрадовал.
В 1920 году после возвращения из эмиграции Райнис был назначен директором Национального театра. Жил жизнью театра и часто бывал на репетициях, в зале у него было даже своё любимое кресло. Однажды, в антракте между действиями, он подошёл к Мильде Риекстинь и спросил: "Вы верите в реинкарнацию?" От неожиданности вопроса она растерялась... И поэт сам ответил: "А я верю". В дальнейшем это послужило толчком для бесед с Райнисом и Аспазией на "духовные темы" восточной философии и Живой Этики."
К вышесказанному режиссёр Ирина Лиепа дополняет: "Много лет мы жили с Мильдой Риекстинь по соседству в Межапарке. Часто встречались, часто навещали друг друга и делились впечатлениями о театральной жизни нашей республики..."
В марте 1924 года в Национальном театре состоялся юбилейный вечер актрисы, посвящённый десятилетию сценической деятельности. В организации бенефиса, кроме административных лиц, живое участие принимал и директор театра Я.Райнис и его супруга Аспазия. Этим, очевидно, объясняется и присутствие на чествовании актрисы высокопоставленных гостей – меценатов искусства Антона и Эмилии Беньяминов, библиографа Яниса Мисиня и художественной элиты: Эдуарда Смильгиса, Юрия Юровского, Николая Барабанова, Кристапа Линде. Из писателей на чествовании присутствовали Анна Бригадере, Бирута Скуениеце, Карлис Акуратер и многие-многие другие. Не замедлили появиться и отзывы в газетах. Так, 18 марта 1924 года самая популярная рижская газета "Яунакас Зиняс" (Новейшие известия), основанная Беньяминами, сообщала: "Актриса отчитывалась за свой десятилетний труд на сцене. Она сказала своё слово, многие, созданные ею образы, надолго останутся в памяти зрителей. По желанию М.Риекстинь-Лицис для бенефиса была выбрана пьеса Бернарда Шоу "Пигмалион". После окончания спектакля состоялось чествование юбиляра. Поздравляли директор театра Янис Райнис и ведущий актёр Кристап Линде. Администрация от имени коллектива театра преподнесла юбиляру кольцо с бриллиантом..."