Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Валуйская О.

Король умер, да здравствует король!

Высказанные ею положения наглядно подтвердили многие педагоги, выступавшие на конференции в Ленинских Горках. Героика и патриотизм, любовь ко всему живому, нравственная чистота и чувство прекрасного — эти качества стараются взрастить они в своих учениках как цветы в саду. Так и назвали свою авторскую школу молодые педагоги из Калининграда — "Солнечный сад".

Особый интерес представляли для слушателей семинара лекции Е.Н.Черноземовой, профессора МГПУ, филолога, автора учебника "Словесность (пособие по развитию навыков письменной речи)". Как мы работаем со словом? Умеем ли словом изменить ситуацию? Елена Николаевна показала, как можно, сознательно относясь к своей речевой деятельности, управлять эмоциями, как собственными, так и окружающих людей. К примеру, она показала педагогам, как работает известный психотерапевтам прием "переименования ситуации". Поделилась она и своими практическими наработками в части овладения "великим и могучим русским языком". И.С.Тургенев писал: "Нельзя не верить, чтобы такой великий язык не был дан великому народу". "Почему эти "не"? — задается она вопросом. И поясняет так: "Да, существует великий язык. Но народ еще должен до него дотянуться". От взрослых людей исходит опасность утраты языка. Понимая это, наиболее сознательные из них борются за его сохранение. К примеру, акция "Чистое слово", родившаяся полтора года назад в Твери, подхвачена многими российскими городами. В Екатеринбурге ее провели даже транспортники, украсившие общественные автобусы вместо сомнительных картинок выражениями классиков изящной словесности (красочные листовки им специально подготовило местное Рериховское общество).

За пять дней работы школы-семинара в Горках участники прослушали курс лекций профессора В.В.Фролова по проблемам космической эволюции человека в Учении Живой Этики; лекции профессора-филолога Е.Н.Черноземовой по русской словесности; лекции с.н.с. научно-просветительского отдела МЦР А.Л.Барковой по мифологии и буддизму, эпосу и проблеме современного мифа — толкинизма. Вечера были отданы философии космизма и педагогической психологии, рассказам о своей работе. Столь напряженный труд, ритмичный и четкий, всюду сопровождала красота: в кукле-крестушке с ее народной обрядностью, которую открыла нам психолог и арт-педагог, преподаватель народной культуры, мастерица-ткачиха Г.А.Лебедева из калужской детской общины "Китеж"; в картинах воспитанников Л.В.Сафиуллиной из Казани; в рисунках и шутливых рассказах из детского альманаха "Солнечный сад"; в прогулке босиком по утренней росе, когда "ходили в гости к дриадам" и молодая учительница из украинского городка Артемовска В.Ф.Бак показывала коллегам, как можно увидеть души деревьев; в чудной природе окрестностей. Прощаясь с Ленинскими Горками, педагоги были единодушны: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Впрочем, до расставания было еще далеко.

Короткий марш-бросок и вот уже — здравствуй, Питер! На Московском вокзале участников семинара ждали организаторы-петербуржцы: директор Центра "Культура и образование" при Санкт-Петербургском отделении МЛЗК Э.А.Томша и его помощники. Не знаю, как им это удалось в наше-то время, но факт есть факт: около ста человек, приехавших из Москвы на семинар, разместили в самом центре города в гостиницах по мифическим на сегодняшний день ценам; весь маршрут был исключительно пешеходный — по историческим местам города; гостей принимали и занимали встречами, докладами, рассказами и показами своих педагогических достижений без "ноу-хау": Русский музей, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Международная детская академия художеств, музей-усадьба Н.К.Рериха "Извара"...

День приезда: Петербургский университет, Здание 12-и коллегий, актовый зал: звучат последние выступления. Слушатели устали с дороги, от обилия речей невольно клонит в сон. И вдруг все встрепенулись. Ректор Открытого Университета Экологии Искусства В.Н.Говор поет, причем разными голосами, и затем рассказывает о своей работе с маленькими детьми: "звукообразная импровизация как практика творческого развития". Зал слушает, боясь словечко проронить.

День второй: Инженерный замок, возможности музейной педагогики раскрывают хозяева — педагоги, сотрудники научно-практического Центра по проблемам музейной педагогики из Русского музея. О применении арт-терапии в художественном музее рассказывают научные сотрудники Н.Ю.Жвитиашвили и О.В.Платонова, с 1992 г. ведущие программу "Шаг навстречу", объединившую художника, психолога и ребенка. Занятия искусством с помощью психолога позволяют общаться с ребенком на символическом языке и не только фиксировать его чувства, но и осознавать их на вербальном уровне. Кроме работы в музее программа включает ряд проектов. Так, недавно начал работу проект "От молчания к диалогу" - выставки детских работ в домах престарелых, школах-интернатах, больницах с последующим проведением там творческих мастерских (живопись, скульптура, музыкальное оформление).

Вечером Международную детскую художественную академию показывает ее вице-президент Н.В.Гуляева, участники семинара с упоением лепят из глины дракончиков под руководством педагогов академии.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru