Многие ожидали в этот день конца света. Но все не так однозначно. И конец может быть началом. В день солнечного затмения, 11 августа, открылась педагогическая конференция школы-семинара "Человек у порога Нового Мира". "Нужно каждый день мыслить о задачах Нового Мира. Нужно устремляться к Новому Миру как к чему-то стоящему уже за дверями. Нельзя предоставить кому-то постороннему заботиться о Новом Мире, когда он должен быть осмыслен каждым из нас", — сказано в одной из книг Живой Этики (Сердце, 132).
Накануне первого сентября мне довелось быть на собрании учителей в одной из общеобразовательных нижегородских школ. От упоминания о программах и учебных часах, о методиках и учебниках, об отсутствии финансов и всеобщем моральном падении веяло безысходностью. Школа гибнет? Да, гибнет. Но какая? Та самая, авторитарная, подавляющая душу и ученика, и учителя. Чему же мы печалимся? Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, давайте помогать живым! "Король умер, да здравствует король!" Рождается новая, принципиально иная школа. Разве не о ней говорили гуманисты всех веков и народов? На наших глазах утверждается новая парадигма образования — основа школы нового мира. Может ли в наступающем тысячелетии общество жить по-старому? Нет, глобальный кризис старого мира шествует по планете. Космос подает нам свои знаки сверху: кометы, затмения, новые светила. Внизу все разваливается: экономические механизмы, до сих пор регулировавшие жизнь общественного организма, не срабатывают. Судьба человечества и Земли в целом зависит от нравственного выбора человека. Россия в этом смысле оказалась впереди остальных стран: жить по-старому она не может уже сейчас.
Как этот процесс идет в педагогике, показали участники августовской конференции международной педагогической школы-семинара "Человек у порога Нового Мира". Создали этот семинар Международный Центр Рерихов (МЦР) совместно с известным педагогом-новатором, проповедником идей гуманной педагогики и сторонником Учения Живой Этики, доктором педагогических наук, академиком Ш.А.Амонашвили в 1996 г. С тех пор дважды в год — в летние и зимние каникулы — педагоги и ученые собираются, чтобы обсудить насущные проблемы современной школы с позиций нового, энергетического мировоззрения. С 10 по 16 августа 1999 г. семинар работал в Горках Ленинских и продолжил свою работу в Санкт-Петербурге до 21 августа. Конференцию организовали общественно-педагогическое объединение при МЦР и Петербургское отделение Международной Лиги Защиты Культуры (МЛЗК). "Учитель — художник жизни" — такова была тема семинара.
Художников жизни оказалось не так уж мало: 46 городов России, 5 — с Украины, 4 — из Белоруссии и 2 — из прибалтийских стран прислали около 200 своих представителей в Горки Ленинские. В Петербурге к ним присоединились педагоги из Эстонии и Пскова, Новгорода Великого, Череповца, Вологды... Были представители общественных движений и даже глава городской администраций. Примечательно, что учитель с новым мировоззрением пригодился всем: детям — от детсадовца до солдата, их папам и мамам, бабушкам и дедушкам, даже администраторам и бизнесменам.
К примеру, сейчас севастопольская городская администрация вместе с общественным движением "Гражданская инициатива" разрабатывают новую концепцию развития города. Старшеклассники обсудили это на уроках культуры с позиций Живой Этики и в сочинениях на тему "Мой обновленный Севастополь" предложили много полезных идей. Они писали о своей ответственности за будущее родного города.
Другой пример: харьковские ребятишки на городском празднике "Старт Красоты" вручают городской администрации пакеты документов с международными проектами в защиту мира и культуры. Они прекрасно поняли, что такое "Марш под Знаменем Мира", "День Земли" и т. д. "Мы должны создавать такие ситуации, чтобы дети осознавали, что они — носители культуры, ее защитники, бойцы — говорит Т.Л.Надточий, руководитель детского клуба "Мир Красоты" — Через ребят это воспримут и их родители". Детские рисунки на космические темы украшают стены офисов спонсоров этого клуба, наполняя пространство новыми энергиями.
Всех участников семинара объединила общая мировоззренческая ось — Учение Живой Этики. Они твердо убеждены в том, что настало время познавать единые законы мироздания и применять их в жизни, в гуманной педагогике. Что это такое — гуманная педагогика? Как учит Живая Этика, ребенок приходит в этот мир со своими прошлыми накоплениями и задачами. По мнению Ш.А.Амонашвили, школа — это "скала", лестница для восхождения духа ребенка и воспитание ребенка есть "воспитание", т.е. питание его оси — духа. Отсюда — задачи гуманной педагогики. Каким должен быть новый учитель?
Знать и применять самому законы космоса? Да. И чтобы заполнить пробелы в собственном образовании педагоги с готовностью идут на диалог с философами. "Знать — значит применять". Но этого мало для учителя, цель которого — передать знания. Традиционная школа считает, что ребенка надо готовить к жизни, давая ему определенный набор приспособлений, и вопрос лишь в "ассортименте". Гуманная педагогика говорит: ребенок уже живет, учитель должен "сопереживать" ученику, помогая ему "самосовершенствоваться", повышать свои нравственные качества. А уж последние-то помогут ребенку взять все, что ему будет нужно для жизни. Как следует из сообщения доцента глазовского пединститута Л.Л.Брыляковой, много лет изучающей теорию эмоций, об этом же говорили классики мировой и отечественной педагогики от чешского педагога Я.А.Коменского до выдающихся русских педагогов первой половины XX века — Г.Ушинского, Л.Выготского, С.Макаренко.