Матерь всего человечества, Царица Небесная Утешительница, Она дает жизнь свет и счастье. Она стремится охватить своим святым пологом вечной жизни своих детей, спасти их из пут Плотного Мира, унести в Мир Огненный, насыщенный Ее Огнем. В последнюю тысячу лет Матерь Мира избрала Фокусом своего проявления душу народа, пребывающего в сердце Евразии. Через подвиг его жизни Она хочет проявиться, чтобы предстать перед человечеством, привлечь его к себе, спасти. Она вдохновляла и вела этот народ через все этапы его героической истории, Она осеняла его святых, вождей и гениев. Она открыла глаза народу на красоту, которая пронизывает все сущее и в которой Она сама является людям. Она посылала к русским людям своих посланцев, из которых величайший Сергий Радонежский вдохнул в русский народ героический дух мессианства, богатырский дух устремления к победе правды на земле.
Человек по христианским представлениям имеет тело, душу и дух. Так же и любой организм во вселенной. Тело России – это русский народ, живущий около тысячи лет, клеточки которого, люди, приходят и уходят из этого тела; Душа России – это ее огненная Культура; Дух России – это Матерь Мира, Св. Дух христианской Троицы, стремящийся проявиться в ее Культуре.
Клеточки тела России – люди – это такие же несовершенные существа, как и все люди, находящиеся в плену иллюзии земного существования. Они с трудом воспринимают импульсы своей Души, не вполне осознавая их, что их всегда выручает, так это инстинкт красоты, который не дает им окончательно пасть в тяжких жизненных испытаниях, приводит их к победным решениям. Русские люди – это братья всех людей на земле, они характеризуются не «исключительностью» своей а «включительностью». Они не обособляются от других людей, а включают их в свою Общину. «Русский» – это прилагательное к существительному «человек». «Лишь бы был человек!» – рассуждают русские, оценивая представителя любой национальности. Матерь Мира в России испытывает людей – могут ли они признать дух верховным объединяющим фактором жизни?
«Величайшее произведение не только русской, но и, конечно, всемирной кисти» Троица Рублева – одно из самых прекрасных и загадочных явлений русской культуры. Ее «второе пришествие», полная расчистка первоначальной живописи от ризы из серебра и золота, трех слоев краски позднейших поновлений и, наконец, от почерневшей олифы, состоялось в 1918 году. С тех пор о ней написаны десятки книг, но тайны ее не были раскрыты. Главная тайна заключается в самом сюжете иконы. Не вдаваясь в подробности, укажем лишь на то, что Ангел, олицетворяющий Св. Духа изображен встающим, что на символическом языке говорит о скором пришествии Св. Духа на Землю.
Имеет ли такое толкование Троицы каноническое основание? Да имеет. В четвертом Евангелии Христос, прощаясь с апостолами, обещает им: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, Духа истины...»(Ин.14.16) На иконе изображен момент исполнения этого обещания – Христос просит Отца. Отец соглашается, Св. Дух Утешитель тоже соглашается, Он встает, чтобы принять жертвенную чашу, придти к нам сюда, на Землю.
Мы знаем, что Рублев в своем творчестве опирался на авторитет Сергия Радонежского – «тайновидца Св. Троицы». В кругу Преподобного существовал определенный образ мыслей, самобытный стиль богословствования, понятно, что, Рублев является одним из выразителей на языке иконописи богословской программы, сложившейся в этом кругу. Из известных нам событий, сопровождавших жизненный подвиг Св. Сергия, может быть самым потрясающим было посещение святого Богородицей с двумя апостолами. Сегодня мы знаем, что это посещение сопровождалось Провозвестием «прихода времени Ее». Можно представить как это повлияло на Преподобного, толчок к каким идеям дало, Можно представить и то, что это Провозвестие Владычицы получило соответствующую интерпретацию в духе времени и традиции в кругу Преподобного. Исходя из чего, Рублев и вложил в свою икону пророчество апокалиптического характера.
Мы уже говорили, что русские всегда чуяли свою особую связь с Богородицей. Эта связь выявлена во всей их культуре, складе характера, человеческом типе. Русская Троица имеет женственный характер. Россия – это проявление высокой женственности, Души Мира, поэтому ее настоящий расцвет, выявление идеальной «Святой Руси» на земле начнется в эпоху Матери Мира, в эпоху Св. Духа Утешителя, которая по всем признакам уже началась.
Эти предчувствия и были тем фоном, на котором развивалась русская мысль, проникнутая магнетизмом мессианства. Россия всегда мечтала об утверждения престола Царицы небесной на Земле. Русская женщина – это лучшее из того, что было, есть и будет в России. Русские прозревали прекрасный женский образ и в иных мирах. Русской культуре присуще восхищение женственностью, обожание ее. Это стихийное сердечное движение выражается и в русской мысли, оно стало орудием познания в «софийном» направлении русской философии. Его основатель, Вл.Соловьев имел видения прекрасного Образа, который он опознал как Софию. Она зажгла в нем влюбленность в красоту Божественного Космоса, Ее он осознал как Душу Мира «тело Божие, материю Божества», с Нею он связывал свое учении о Богочеловечестве, Она вызвала в нем жажду преображения на божественных началах всей жизни и человека. Вл.Соловьев помог осознать суть своих устремлений многим людям на рубеже ХХ века. Его влияние сильно шло через творчество П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, В.Ф.Эрна, А.А.Блока, Андрея Белого, Вяч.Иванова, М.А.Булгакова и многих других. Серебряный век русской культуры прошел под знаком Вечной Женственности в ожидании в подготовке наступающей Эпохи Св. Духа.
- [1] Жизнь и житие Преподобного Сергия. М. 1991, с. 283.
- [2] Н.К.Рерих. Сочинения. М. 1914, т. 1, с. 133.
- [3] Е.И.Рерих. Письма в Америку. М. 1996, т.3, с. 379.
- [4] Н.К.Рерих. Листы Дневника. М. 1996, т. 2, с. 430.
- [5] А.А.Блок. Сочинения. М. 1971, т. 6, с. 358.
- [6] Вл.Соловьев. Сочинения. М. 1989, т. 2, с. 286.
- [7] Антология мировой философии. Ф.Н. М. 1972, т. 4, с. 430.
- [8] Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. М. 1973, с. 343.
- [9] Е.И.Рерих. Письма. М. 1999, т. 1, с. 143.
- [10] П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. М. 1990, с. 310.
- [11] Ф.Ницше. Сочинения. М. 1990, т. 1, с. 823.
- [12] О России и русской философской культуре. М. 1990, с. 48.
- [13] Н.А.Демина. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1974, с. 30.
- [14] В.А.Плугин. Мировоззрение Андрея Рублева. М. 1974, с. 96.
- [15] Л.В.Шапошникова. Мудрость Веков. М. 1996, с. 432.
- [16] К.Свасьян. Г. Шпет. Литературная Газета. № 7, 1990.
- [17] Е.Н.Трубецкой. Умозрение в красках. М. 1990, с. 165.
- [18] Наука и Жизнь. № 8, 1999, с.75.
- [19] Наука и Религия. № 3, 1989, с. 62.
- [20] Надземное. 468.
- [21] У порога Нового Мира. М. 1996, с. 76.
- [22] Вяч.Иванов. Родное и Вселенское. М. 1994, с. 387.
- [23] П.А.Флоренский. У водоразделов мысли. М. 1990, с. 6-10.
- [24] «Все перепуталось и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лореллея». О.Мандельштам.