«Основная тема русской мысли начала ХХ века, - пишет Бердяев, - есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека в смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории. Русские мыслили о всех проблемах по существу, как бы стоя перед тайной бытия, западные же люди, отягченные своим прошлым, мыслили о всех проблемах слишком в культурных отражениях, т.е. в русской мысли было больше свежести и непосредственности. И можно установить что-то общее между богоискательством в народной среде и богоискательством в верхнем слое интеллигенции».[12.260]
Этим общим был жар мессианства, отвращение к земному устройству и устремление к Надземному, сосредоточившееся в ожидании Новой Эпохи. Это был не страх ужасного конца света, а чаяние начала новой, сказочно прекрасной жизни. Св. Дух Утешитель русские правильно отождествляли с великим началом Женственности, Материнства, «ожидая от Нея великие и прекрасные милости».
В этих ожиданиях русская мысль развернулась в космической широте, размахнувшись от символизма до большевизма, будоража сектантов все мастей, мистиков, оккультистов, проникая в самые консервативные церковные круги: «Ожидания «вочеловеченья» души мира, обретен ия ею своего личностного центра в рожденной земной женщине звучат у некоторых русских религиозных мыслителей конца ХIХ – начала ХХ века, среди которых такой церковный авторитет, как недавно канонизированный святитель Феофан Затворник».[19]
Представители университетской – даю перевод: прозападной, позитивистской, философии указывают на «неясность определения того, что такое София». Софией у сторонника «софийного» направления оказывается и Св. Троица, и каждая из Ипостасей Св. Троицы, и Космос, и Красота его, и человечество, и Душа Мира, и Божья Матерь. В народном почитании Софии тоже нет чина: русская религиозная мысль видела в Софии и аллегорию Премудрости, и четвертую Ипостась Божества, и Иисуса Христа, и церковь, и реальную земную женщину – Невесту Агнца. Такая разноголосица говорит не о смятении мысли, а лишь о том, что представление Вечной Женственности в разных аспектах определяет все направления русской идеи, проникает все слои русской культуры, преломляется во всех гранях сознания русского человека, прорастая в его душе стихийно, мощно, всеобъемлюще. Не поддаваясь схематизации, щедро выявляясь в самых неожиданных образах.[24] В этих жизненных проявлениях мы имеем Великую Жертву Грандиозной Сущности, без которой нас давно уже не было бы на этой планете, да и самой планеты тоже.
Русские напряженно ждали Утешительницу и Заступницу, и Она не обманула их ожидания. 12 февраля 1879 года в России родилась Елена Ивановна Рерих. Нам еще предстоит усвоить все значение совершенного ею подвига. Но уже сегодня мы можем сказать: Св. Дух Утешитель пришел, и свел Небо на землю, и дал людям новое Провозвестие – Учение Живой Этики. И мир Его не познал.
«Во все времена беспрерывно Учение Жизни проливается на землю. Невозможно представить себе земное существование без этой связи с Невидимым миром. Как якорь спасения, как свет ведущий, укрепляет Учение продвижение среди тьмы. Но среди ливня Благодати, как в морских волнах, можно усмотреть ритм с особыми разрешительными нарастаниями, тогда появляются Учения. Так можно уяснить ритм всего мира сего с нарастанием и нырянием, словом начертить эволюцию сущего».[9.259] На сломе Эпох дано человечеству Новое Учение. Оно ведет человека в Новый Мир, в мир эволюционного творчества, постижения иных миров, сотрудничества с Иерархией Света. Новое Учение дано через русских людей. «Не подумайте, что тем самым Учение теряет свое мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность.
Немало времени требуется, чтобы сложить кристалл сущности народа. При многолюдии трудно бывает распознать, где показывается истинная природа народа. Неопытному наблюдателю могут показаться поверхностные черты и затемнить сущность. Поэтому Мы так советуем научиться терпению и наблюдательности, чтобы потом не жалеть о легкомысленных суждениях.
Люди привыкли судить легкомысленно, они надеются, что никогда не поздно изменить решение. Но изменить решение очень похоже на измену, иначе говоря, на свойство, которое Нам особенно отвратительно. Не может быть легкомыслия там, где обсуждается психология целого народа и значение целой эпохи».[20]
«Вместо восхождения на Небо и отторжения от Земли лучше призвать Высшие Силы на Землю и эта возможность внесет новую жизнь».[21] – сказал Учитель Елене Рерих. В этих словах ключ к пониманию подвига, совершенного Рерихами. Только постепенно, шаг за шагом можно подойти к этому пониманию, на это потребуется много времени. Но уже сегодня мы можем понять, что именно они завершили здание русской культуры, как сказал бы Бердяев, они открыли нам пути к Новой Культуре, выразительнице новой, непосредственно творящей Красоты. Если продолжить сравнение этого здания с Храмом, то это они опустили на него с Неба золотой купол, приведший все естественно разносторонние направления его строительства к возвышенному синтезу Учения Живой Этики.
- [1] Жизнь и житие Преподобного Сергия. М. 1991, с. 283.
- [2] Н.К.Рерих. Сочинения. М. 1914, т. 1, с. 133.
- [3] Е.И.Рерих. Письма в Америку. М. 1996, т.3, с. 379.
- [4] Н.К.Рерих. Листы Дневника. М. 1996, т. 2, с. 430.
- [5] А.А.Блок. Сочинения. М. 1971, т. 6, с. 358.
- [6] Вл.Соловьев. Сочинения. М. 1989, т. 2, с. 286.
- [7] Антология мировой философии. Ф.Н. М. 1972, т. 4, с. 430.
- [8] Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. М. 1973, с. 343.
- [9] Е.И.Рерих. Письма. М. 1999, т. 1, с. 143.
- [10] П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. М. 1990, с. 310.
- [11] Ф.Ницше. Сочинения. М. 1990, т. 1, с. 823.
- [12] О России и русской философской культуре. М. 1990, с. 48.
- [13] Н.А.Демина. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1974, с. 30.
- [14] В.А.Плугин. Мировоззрение Андрея Рублева. М. 1974, с. 96.
- [15] Л.В.Шапошникова. Мудрость Веков. М. 1996, с. 432.
- [16] К.Свасьян. Г. Шпет. Литературная Газета. № 7, 1990.
- [17] Е.Н.Трубецкой. Умозрение в красках. М. 1990, с. 165.
- [18] Наука и Жизнь. № 8, 1999, с.75.
- [19] Наука и Религия. № 3, 1989, с. 62.
- [20] Надземное. 468.
- [21] У порога Нового Мира. М. 1996, с. 76.
- [22] Вяч.Иванов. Родное и Вселенское. М. 1994, с. 387.
- [23] П.А.Флоренский. У водоразделов мысли. М. 1990, с. 6-10.
- [24] «Все перепуталось и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лореллея». О.Мандельштам.