Человек представлен во всех этих мирах, он в них живет, в каждом из них он имеет носители сознания, или тела, ткани которых соответствуют условиям каждого Мира. Это плотное тело из физической материи для земли, тонкое тело или «душа» для Мира Тонкого, огненное тело для жизни в Мире Огненном пока что развито у немногих, у тех кого мы зовем «святыми». Мир Плотный, земной, это мир очевидности, того, что мы видим глазами, Мир Тонкий это мир умозрительного, того, что мы видим «внутренним взором», Мир Огненный говорит с нами вспышками интуиции и голосом совести. Плотный Мир называют сферой рукотворчества, Тонкий Мир – это пространство мыслетворчества, Мир Огненный является областью духотворчества.
Сознание бодрствующего человека занято его жизненными проблемами, решение которых он ищет во «внешнем», он прикован к реалиям Плотного Мира ощущениями своих пяти чувств и основанными на них навязчивыми желаниями и мыслями, которые его оглушают, не дают получать отчетливую информацию из двух других Высших Миров. Человеку кажется, что других миров не существует.
Цель эволюции человека состоит в том, чтобы освободить свое сознание от рабства плоти, стать сознательным обитателем Высших Миров. Для облегчения этого нам и дана Культура. Культура – это важнейший фактор эволюции, а не побочный ее продукт, это фактор неземного, Божественного происхождения.
Как выражение духа Культура входит в жизнь людей Свыше, из мира горнего. Приобщаясь к ее прометееву огню, энергии сознания человека приобретают те качества и свойства, которые дают ему возможность осваиваться в Надземном, постигать глубины истиной жизни, достойно выносить тяготы жизни этой. Огонь Культуры – это огонь духа, сосредоточенный в явлениях Культуры, как в живых фокусах. Книги, картины, музыкальные произведения и другие явления из арсенала Культуры дают нам подобия явлений Высших Миров. Приобщаясь к Культуре, мы вовлекаемся в происходящие в Надземном процессы, наше сознание питается высшими энергиями, оно осваивает более совершенные формы бытия Высших Миров, незаметно привыкает к ним, ему становится легче ориентироваться на Небесах. Красота, в которой выражает себя Дух разлита во всем сущем, но для того, чтобы человек, погруженный в хаос земной жизни, мог к ней приобщиться, ее надо было собрать, сосредоточить в явлениях Культуры. Соприкасаясь с ними, наше сознание открывает окна в действительность духовной жизни, через них оно получает животворящий свет благодати тончайших энергий иных миров, выявленный в красоте более совершенных образов и идей. Свет Культуры сияет на всех направлениях эволюции, это огонь во мраке, это маяк, указующий спасительное направление всем застигнутым житейской бурей.
Человек является духовной сущностью, это дух, облаченный в душу, которая одета в костюм физического тела. Дух, осеняющий каждого из нас, является лучем Мирового Духа, этот луч получает свою индивидуализацию в Мире Огненном, где гранулируется зерно духа, чтобы постепенно развиться в вечносущий фокус сознательного существования. Это зерно и есть то, что мы называем внутренним, или истинным человеком в себе. Мир Огненный есть наша истинная родина, где пребывает наша бессмертная духовная сущность, которая выявляется на земле в виде несовершенной смертной личности, задача которой – развить заложенный потенциал сознания, расширить его до усвоения условий существования всех трех миров.
Так сложилась человеческая история, так организован процесс воспитания людей в последние две с лишним тысячи лет, что сознание современного человека оказалось прикованным к внешним оболочкам духа, к душе и телу, требования которых заглушили голос духа. Хорошо еще, если к человеку пробивается голос совести, да вот беда – совесть говорит только о том, что делать нельзя, что делать надо, она не указует. Поэтому человек рассматривает свою жизнь как бессмысленный отрывок, не зная отчего он оторвался и к чему его привязать, он замыкается на себе, на интересах ближайшего своего круга. Он знает, что родился, он уверен, что умрет и этим все кончится.
Подчинение Высшего низшему, отрыв сознания человека от Высших Миров и подчинение его мышления низшим интересам и вызвали катастрофу, грозящую жизни на земле. Человек призван природой быть трансформатором энергий, посредником между Небом и Землей, Он должен в процессе мышления возносить, одухотворять энергетику Плотного и Тонкого Миров, насыщать ее энергиями Мира Огненного. Вместо этого человек своими низкими мыслями, уродливыми извержениями своего омраченного сознания загрязнил ближайшие к земным слои Тонкого мира. Теперь его низкие мысли вызывают соответствующий отклик этих мрачных образований, которыми он же и населил пространство. Его мышление подпало под власть его же порождений, которые отрезали его сознание от высоких слоев Тонкого Мира, прижали к земному. Получается, что его сознание питается теперь своими же отбросами, человек попал в замкнутый круг. Неслыханное огрубение и одичание современного человека есть следствие этого самоотравления. Но последствием извращенного мышления большинства людей явилось не только вырождение и уничтожение остатков культурности человека толпы, расстройство нормального энергообмена между мирами нарушило равновесие природных стихийных сил. «Землетрясения, извержения, бури, туманы, обмеления, нарушения климата, болезни, обнищание, войны, восстания, неверие, предательства – каких же еще признаков грозного времени ждет человечество?! Не нужны пророки, самый ничтожный писец может доказать, что не собиралось никогда столько страшных предвестников разложения земли». «Упал человек в колодец и закрыл отверстие черным платом».[9.149]
- [1] Жизнь и житие Преподобного Сергия. М. 1991, с. 283.
- [2] Н.К.Рерих. Сочинения. М. 1914, т. 1, с. 133.
- [3] Е.И.Рерих. Письма в Америку. М. 1996, т.3, с. 379.
- [4] Н.К.Рерих. Листы Дневника. М. 1996, т. 2, с. 430.
- [5] А.А.Блок. Сочинения. М. 1971, т. 6, с. 358.
- [6] Вл.Соловьев. Сочинения. М. 1989, т. 2, с. 286.
- [7] Антология мировой философии. Ф.Н. М. 1972, т. 4, с. 430.
- [8] Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. М. 1973, с. 343.
- [9] Е.И.Рерих. Письма. М. 1999, т. 1, с. 143.
- [10] П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. М. 1990, с. 310.
- [11] Ф.Ницше. Сочинения. М. 1990, т. 1, с. 823.
- [12] О России и русской философской культуре. М. 1990, с. 48.
- [13] Н.А.Демина. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1974, с. 30.
- [14] В.А.Плугин. Мировоззрение Андрея Рублева. М. 1974, с. 96.
- [15] Л.В.Шапошникова. Мудрость Веков. М. 1996, с. 432.
- [16] К.Свасьян. Г. Шпет. Литературная Газета. № 7, 1990.
- [17] Е.Н.Трубецкой. Умозрение в красках. М. 1990, с. 165.
- [18] Наука и Жизнь. № 8, 1999, с.75.
- [19] Наука и Религия. № 3, 1989, с. 62.
- [20] Надземное. 468.
- [21] У порога Нового Мира. М. 1996, с. 76.
- [22] Вяч.Иванов. Родное и Вселенское. М. 1994, с. 387.
- [23] П.А.Флоренский. У водоразделов мысли. М. 1990, с. 6-10.
- [24] «Все перепуталось и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лореллея». О.Мандельштам.