Логосом у гностиков называлось проявленное Божество, выявление или эманация вечно сокрытой причины, Всевышнего Начала. Логос или Слово – это смысл, облаченный в адекватную форму своего выражения. Гностики глубоко усвоили древнюю идею о двойственности проявления непостижимой сути жизни. Непознаваемое представлялось им синтезом Логоса и Софии. Мы наверное сказали бы «синтезом духа и материи», и были бы правы, но правы были и гностики, видевшие в Логосе проявление Вечной Мужественности, а в Софии Вечной Женственности – Двух Начал Сокровенного Целого.
Наилучшим символом Божества издревле считается Огонь. Христос, будучи воплощением Логоса, сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»(Лк.12.49) Эти слова нужно понимать как предвестие наступления Эпохи обожения земной жизни, Эпохи одухотворения ее. Огонь у христианских мистиков считается атрибутом выявления Вечной Женственности, Св. Духа, поэтому эта долгожданная Эпоха соединения Неба и Земли получила в русской философии название Эпохи Св. Духа.
Сегодня мы представляем Космос энергоинформационным потоком, процессом превращения энергий, процессом становления, процессом совершенствования, стремящимся к завершению, к достижению великой Цели. Этой Целью является достижение более высокого уровня, чем тот, с которого Космос начал данный виток своей эволюции в момент, получивший название Большого Взрыва. Мы целиком и полностью вовлечены в этот процесс. Для оценки степеней совершенства у нас есть врожденное чувство красоты. Это чувство возникает у нас и растет по мере раскрытия потенциала духа, заложенного в нас природой. Чем человек духовней, тем сильнее в нем это чувство. «Высокая духовность есть ярая любовь ко всему Прекрасному».[3] - сказала Е.И.Рерих. Огонь духа охватывает, усваивает, перерабатывает и возносит в огнях культуры все те светлые и темные, прекрасные и чудовищные, «внешние» и «внутренние», добрые и злые энергии жизни, с которыми сводит нас судьба.
Судьба поставила Россию в центр колоссального континента Евразии, на котором происходит великая драма исторически обозримого этапа человеческой эволюции. Вот уже около тысячи лет Россия является средоточием происходящих здесь процессов. Мы не знаем ни одной страны, которая переживала бы в этот период истории такой напряженный процесс переработки, ассимиляции и возношения таких интенсивных энергоинформационных потоков. Через энергетическое поле России проходили основные потоки энергии, которые эволюция прилагала к человечеству, чтобы утвердить его в своей спирали. На нас отозвалось все, чем жили Запад, Восток и Юг. Мы выдержали давление колоссальных потоков огня истории, и те, кто считает, что мировой пожар испепелил душу России, еще будут свидетелями возрождения Жар Птицы.
Своим срединным положением в Евразии Россия поставлена фокусом происходящего в ней, ее смысловым и энергетическим ядром. Мы видим как бесконечные потоки великого переселения народов прошли через русские равнины из Азии в Европу, как эти потоки, оттолкнувшись от Атлантического океана, повернули обратно военным, колониальным, экономическим «натиском на Восток». Теперь русская целина пропускает через себя не людскую биомассу, а массивы идей и энергий нового «западного» человека. Все эти влияния наслаивали свои следы на мощную духовную основу, все эти противоречивые воздействия создавали на этой основе уникальную энергетику великого центра новой культуры, растили кристалл русского характера. «В грозе и молнии - писал Н.К.Рерих - кует народ русский судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление, каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар и разор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки, и обучалась и глубила свое неисчерпаемое творчество».[4]
Энергетические удары по веществу высекают из него искры жизни, вовлекают его в процесс преображения. Так действует эволюция. Россия приняла неисчислимое количество потрясающих ударов, вся ее жизнь прошла в борьбе за самое ее существование. Постоянно стоящая перед вопросом «быть или не быть», она так и не опустилась до идеи «быть любой ценой». Из каждого катастрофического положения она находит победный выход кверху. Опыт новых страданий она кристаллизует в новой красоте, в новой человечности. Так было, так и будет.
Русская история характеризуется революционной сменой ее периодов. Блок писал: «Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах. Ритм задерживается, чтобы потом «хлынуть». Таков закон всякой органической жизни на земле – и жизни человека и человечества. Волевые напоры. Рост мира есть культура. Культура есть музыкальный ритм».[5] Россия уже сменила пять периодов, которые дают совершенно разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен «татарского ига», Россия московская, Россия имперская, Россия советская. Сейчас мы в конце пятого периода, у порога нового взлета.
- [1] Жизнь и житие Преподобного Сергия. М. 1991, с. 283.
- [2] Н.К.Рерих. Сочинения. М. 1914, т. 1, с. 133.
- [3] Е.И.Рерих. Письма в Америку. М. 1996, т.3, с. 379.
- [4] Н.К.Рерих. Листы Дневника. М. 1996, т. 2, с. 430.
- [5] А.А.Блок. Сочинения. М. 1971, т. 6, с. 358.
- [6] Вл.Соловьев. Сочинения. М. 1989, т. 2, с. 286.
- [7] Антология мировой философии. Ф.Н. М. 1972, т. 4, с. 430.
- [8] Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. М. 1973, с. 343.
- [9] Е.И.Рерих. Письма. М. 1999, т. 1, с. 143.
- [10] П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. М. 1990, с. 310.
- [11] Ф.Ницше. Сочинения. М. 1990, т. 1, с. 823.
- [12] О России и русской философской культуре. М. 1990, с. 48.
- [13] Н.А.Демина. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1974, с. 30.
- [14] В.А.Плугин. Мировоззрение Андрея Рублева. М. 1974, с. 96.
- [15] Л.В.Шапошникова. Мудрость Веков. М. 1996, с. 432.
- [16] К.Свасьян. Г. Шпет. Литературная Газета. № 7, 1990.
- [17] Е.Н.Трубецкой. Умозрение в красках. М. 1990, с. 165.
- [18] Наука и Жизнь. № 8, 1999, с.75.
- [19] Наука и Религия. № 3, 1989, с. 62.
- [20] Надземное. 468.
- [21] У порога Нового Мира. М. 1996, с. 76.
- [22] Вяч.Иванов. Родное и Вселенское. М. 1994, с. 387.
- [23] П.А.Флоренский. У водоразделов мысли. М. 1990, с. 6-10.
- [24] «Все перепуталось и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лореллея». О.Мандельштам.