Вот эта "чаша неотпитая" и была для Н.К.Рериха духовным образом России, а не какой-либо иной страны.
Полагаю и очень надеюсь, что приведенные фрагменты помогут господину Энтину разобраться в тех вопросах, которые он сам поставил перед Конференцией и на которые я частично дала ответ в своем выступлении на круглом столе в последний день Конференции.
Есть еще один момент в докладе нашего друга из Америки, на который следовало бы обратить внимание. Характеризуя особенности духа господин Энтин сказал следующее: "Давайте откажемся принимать ярлыки, которые другие хотят на нас навесить, и ящики, в которые нас хотят посадить. Если вы сами определяете себя по какому-то признаку или позволяете другим это делать, - будь то пол, национальность, гражданство, цвет кожи, раса или религия, - вы изгоняете из своего сердца всю красоту, все те культурные и духовные богатства, которых так много во всем мире, - только потому, что они не соответствуют ярлыкам на ящичках, в которые вы сами добровольно забрались". Фраза эта вызвала у меня недоумение. Возможно, она была не совсем четко сформулирована. Но все же, все же... Я не могу понять, как может быть ярлыком или "ящиком" пол, который несет в своей энергетике Великий Закон Космоса о двух Началах - мужском и женском - дополняющих друг друга и к гармоничному взаимодействию которых мы всегда стремимся. Если мы отринем этот "ярлык", не знаю только как это можно сделать в нашем плотном и дифференцированном мире, то потеряем, действительно, всю красоту и всю духовность взаимодействия между мужчиной и женщиной. Разве это не так? А с этим лишимся и нитей, которые связывают нас с творчеством Космоса, заключенного в этих Началах. Или, например, национальность, которая складывается в определенном пространстве на основе множества племен, народностей и наций, прошедших через это пространство и обживавших его. В каждом из нас течет кровь далеких и близких предков, зерно духа каждого из нас несет в себе непередаваемое богатство культурных накоплений. Если я откажусь от своей национальности, от своей национальной культуры, сведя это к "ярлыку", смогу ли я понять и прикоснуться к мировым духовным и культурным накоплениям? Думаю, что нет. То же самое можно сказать и о религии. В ней нашла отражение конкретная духовность каждого народа, в его историческом развитии. Можно отрешать и не принимать религиозную ограниченность, сектантство, тоталитаризм церкви, давно ставшую сугубо земным учреждением. Но религия каждого народа уходит своими корнями в те духовные Учения, которые были принесены Великими Учителями. Может быть, мы повесим ярлыки и на них? Полагаю, что те, кто знает Живую Этику и следует ей, не допустят этого.
Я далека от мысли, что господин Энтин не причастен к Живой Этике. И поэтому хочу показать, как опасны неточности и вольная трактовка Учения. Как неприемлемо забегание вперед и отрыв от исторической действительности конкретного времени и пространства, вне зависимости под какими лозунгами это делается. Именно Россия, и никакая иная страна, прошла через опыт такого отрыва и ей есть чем поделиться с остальными царствами-государствами.