При этом следует сказать, что главная стратегическая цель, преследуемая этими рекомендациями, выглядит очень гуманной — встроить Россию в рамки западной цивилизации, где главными критериями качества общества выступают эффективность и экономический рост, основанные на капиталистическом способе производства. И это можно было бы принять как благо для страны, если бы сама западная цивилизация не переживала сейчас тот необратимый глобальный кризис, который ставит вопрос о выживаемости человечества. В этих условиях, а также учитывая провозглашаемые западной цивилизацией принципы развития и партнерства, понимающие социальную справедливость, как право сильного выживать за счет слабого, становится ясно, что, в конечном итоге России отводится та роль донора и поставщика недостающих ресурсов, которая с позиций международного разделения труда и рынков будет оптимальной для борьбы сильнейших представителей этой цивилизации за выживание в условиях планетарного кризиса.
Это означает для страны и для ее народа тупик национального независимого исторического пути, который мучительно осознается сейчас всем нашим обществом.
Тупик видится и в другом — общество не может вернуться в свое прошлое, ошибки которого оно уже осознало. Но отвергнутым прошлым для нас является и капитализм с его доминантой частнособственнических интересов присвоения общественных благ, и социализм, потерявший хозяина вообще в дебрях государственной собственности. В чем же состоит будущее? Каковы принципы его построения? Что является точкой опоры, с помощью которой можно перевернуть этот гибнущий мир и поменять направление движения человечества с нисходящего на восходящее?
Нам говорят: деньги делают историю и определяют прогресс общества — с этого нужно начинать все. В процессе преобразований в нашей стране этот постулат был опробован всецело: монетаристская экономическая политика государства, либерализация цен, ускоренная приватизация госсобственности, снятие госмонополии внешней торговли — создали беспрецедентные условия для стремительного наращивания и концентрации колоссальных капиталов в руках новых частных собственников.
И где же он в результате, этот прогресс общества, который должен был прийти через частную инициативу могущественных денежных мешков? Народ живет впроголодь, отечественная промышленность и сельское хозяйство только что не в руинах, а капиталы там, где им и полагается быть — где эффективнее, а не там, где нужнее людям.
Отсюда становится совершенно очевидным, что деньги, как движущий стимул, а также подходы с позиций эффективности и экономического роста, всегда играют роль, всецело подчиненную критерию более высокого порядка — сознанию того, что нужно людям. И люди сознательно создают правила игры в экономике, исходя из принципа: то, что служит их интересам, то, что нужно людям — должно становиться и наиболее эффективным вложением средств и обречено на экономический рост. А людям нужно жить и созидать, удовлетворяя при этом все возрастающие духовные и материальные потребности.
Только исходя из такого понимания должна строиться экономическая политика государства. Только в этом случае она может найти горячее одобрение и поддержку народа, что означает полную гарантию ее успеха.
Вывод, который с полной ответственностью надлежит сделать после вышеприведенного анализа, состоит в том, что главной движущей силой истории является коллективное сознание общества. Все остальные факторы, в том числе экономические, обслуживают тот вектор, потребность в котором осознана и одобрена обществом, как предпочтительная перспектива его развития. Отсюда следует признать, что именно уровень коллективного сознания, его качество характеризует уровень развития общества. И в этом состоит сегодня второй урок, который Россия несет миру!
Но есть еще и третий! Его главный смысл — понять, что уровень коллективного сознания определяется тем, как оно понимает сущность человека, его роль в мироздании и главные задачи.
Отсюда уже вытекает и тот выбор потребностей, удовлетворению которых в первую очередь должно служить общество.
Можно с уверенностью сказать, что существующая ныне цивилизация, в лице и капиталистической и социалистической систем, однозначно понимает человека, как биологическую особь, наделенную, по сравнению с животными, более высоким разумом для того, чтобы иметь значительно более широкие возможности удовлетворять свои потребности за счет природы. Это понимание человека, как потребителя, легло в основу экономических теорий, хотя и предлагающих различные способы производства, но одинаково ставящих основным критерием развития, будь то производительность труда, или эффективность производства — скорость потребления природных ресурсов за счет разрушения природы.
Такая постановка влечет за собой в конечном итоге разрушение экологического баланса на Земле и, как следствие, — разрушение и человека путем распада его генома, то есть собственно "потребление" и его самого, как ресурса жизнедеятельности системы. Об этом свидетельствуют данные о росте генетических заболеваний, падение нравственности и моральных норм, рост преступности. Об этом же говорят и такие антигуманные черты современного общества потребителей, как безжалостная конкуренция за ограниченный ресурс, исключающая бескорыстную помощь конкуренту, безоглядная гонка любой ценой, даже ценой преступлений, за материальными благами, денежный фетиш, такие уродливые явления, как кризисы перепроизводства и уничтожение продукции на фоне недоедания и прямого голода людей в неблагополучных регионах планеты.