В настоящее время ситуация обострена настолько, что мировое сообщество на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года вынуждено было признать, что характер производства в промышленно развитой части мира подрывает системы, поддерживающие жизнь на Земле. Человек-потребитель на планете Земля уподобляется червяку в яблоке, пожирающему ту субстанцию, которая дает ему жизнь.
Столь жалкая роль и трагический исход не может быть уделом человека!
Нужно понять и принять как аксиому, что человек — это не наделенный интеллектом потребитель, вид высокоразумного животного. Человек, по сравнению с животным, кроме интеллекта наделен еще и духовными качествами, такими как "со-весть", "со-страдание", "со-радование" со многими другими. Они даны ему, чтобы слышать гармонию мироздания, гармонию природы человеческого общества, и чтобы в соответствии с этой гармонией бережно творить и созидать мир, в котором он живет!
Именно в этом и состоит великая роль и миссия России как спасительницы мировой цивилизации и провозвестницы наступления новой эпохи, чтобы осознать и дать миру новое, подлинно верное понимание человека и выстроить в соответствии с ним новые экономические, политические и иные системы, позволяющие человеку реализовать свой бесконечный потенциал развития в качестве созидателя и творца новой цивилизации! Цивилизации, построенной на принципах духовности, социальной справедливости и гуманизма, обеспечивающей каждому человеку оптимальные условия для полного раскрытия и роста заложенных в нем возможностей к созидательному труду на общее благо.
Вот он — ключ к правильному пониманию того вектора пути, который может вывести нашу страну, а в конечном итоге и все человечество из тупиковой ветви развития.
Конкретные шаги, способные сдвинуть общество в заданном направлении, можно обозначить в следующей последовательности:
1. Выдвижение духовно-социальных критериев в качестве главных направлений и показателей преобразований в обществе.
2. Всемерное развитие институтов истинного народовластия, механизмы которого подчинены не власти денег, а духовному импульсу народа, выдвигающего своих ставленников, способных к высокодуховному и бескорыстному служению обществу. Переход к государственной власти, как к правовому гаранту, устанавливающему и сохраняющему баланс интересов всех субъектов общества. Постепенный и дозированный отказ от роли государства в качестве хозяйствующего субъекта и т.д.
3. Передача собственности государства в частные руки в меру той ответственности, которую берет на себя новый потенциальный собственник, либо их коллективное объединение. Инструментом такой передачи может быть доверительное управление имуществом с правом последующего, по результатам управления, льготного выкупа или иные, обусловленные результатами управления собственностью, механизмы. В дальнейшем необходимо перейти к системе определения долевого участия каждого члена общества, как со-собственника, в общенародной собственности и передавать ее во владение каждому по принципу: чем больше сможешь улучшить — тем большим владей.
4. Ориентация нового уровня технологического развития общества на двух-критериальное понимание эффективности — экологической гармонии и производительности труда. Отказ от отношения к экологической составляющей современного производства, как некоей искупительной дани природе, результатом которого является своеобразная уборка своего экологического мусора под стол соседу.
5. Выпуск государством финансовых инструментов, специализируемых на инвестиционной направленности, и создание для них приоритетных экономических условий. Это могут быть гарантированные государством ценные бумаги, а также облигационные займы на уровне субъектов федерации и муниципалитетов, выпущенные под инвестиционные проекты, реализуемые на долевых началах с частными инвесторами, в рамках приоритетных инвестиционных программ, и другие.
Я не берусь сейчас здесь очертить полный круг тех, задач, которые должно будет решить наше общество на пути своего становления в качестве государства новой цивилизации. Однако, в заключение хочу отметить, что для того, чтобы осуществить все преобразования и избежать при этом искажений и нового краха, следует принять еще одну, пожалуй самую важную истину, которая открывается нам в итоге тяжкого и великого поиска России.
Эта истина состоит в том, что общество должно:
— понять, что без преобразования самого человека все попытки отвратить надвигающуюся катастрофу путем экономических, политических и иных частных преобразований общества, будут сведены на нет эгоизмом и потребительством людей, их осуществляющих;
— признать, что главным качеством преобразования человека является рост его духовного потенциала — лишь он есть критерий зрелости человека к принятию ответственности за судьбы людей;
— утвердить, что духовный потенциал человека является главным качеством, рост которого оправдывает существование человеческого общества на Земле;
— направить все усилия общества, включая все системы человеческих отношений, на обеспечение бережного роста этого качества как основы построения цивилизации XXI века — цивилизации человека-творца, главным качеством которого является духовность, понимаемая как обостренное чувство "со-вести", а понимание социальной справедливости заключается в праве сильного на большую ношу и большую ответственность за благо людей на земле.
Это та великая мудрость, которая должна быть глубоко осознана коллективным сознанием нашего общества, которую всегда бессознательно носил в себе русский народ и которая является единственным и важнейшим камертоном любых прогрессивных преобразований!
Глубоко осмыслив и приняв эту истину, наше общество сможет сдать труднейший экзамен перед жизнью на право дальнейшего существования, как сильного и независимого социума, и доказать право человека на жизнь на планете Земля! Такое качество коллективного сознания общества, такой духовный потенциал человека непобедим!