В облике современного Венева особую роль играет его старая часть, сохранившая очертания генерального плана, утвержденного в 1779 г.[16] Центральное место в городском архитектурном ансамбле занимает наиболее высокое сооружение Тульского края – грандиозная четырехярусная Никольская колокольня (1803-1834).
В XVIII веке в Веневе был крупный Богоявленский монастырь, упраздненный в 1764 г. Главным храмом монастыря была Богоявленская церковь, и сегодня стоящая на главной площади Венева – Красной. Рядом с Богоявленской церковью находится памятник гражданской архитектуры – каменные палаты XVII века. Сейчас в здании располагается краеведческий музей, в котором в марте 1997 г. развернута выставочная экспозиция, посвященная Б.Н.Абрамову.
В 1773 г. построена нарядная трехярусная Иоанно-Предтеченская церковь, действующая до настоящего времени, возле нее находится могила Абрамовых.
До наших дней дошло несколько интересных преданий. В литературных источниках первой половины XIX века рассказывается о том, что пустынник Петр (XV в.) принес в Венев монастырь и оставил там посох и власяницу Сергия Радонежского.[17] От времен Куликовской битвы в народе сохраняется легенда о том, что некий старик Свирид послал в 1380 г. к Дмитрию Донскому 12 своих сыновей и они все погибли. Похоронили их на берегу реки Веневки у Свиридова леса, а через некоторое время здесь пробилось 12 ключей,[18] которые и сейчас еще существуют.
Том II. 75. (Июнь 18). <...> Замкнутость и умолчание о чувствах и мыслях своих будет надёжной защитой. Молчание – щит очень прочный. <...>
Абрамовы поселились в старой части города. Соседка Щербакова Т.Н. вспоминает: "Мы получили квартиру напротив музыкальной школы, и Борис Николаевич в этом же доме на первом зтаже. Их семья отличалась от других новоселов. Во-первых, все друг друга знали, а они были незнакомые, какие-то чужие. Во-вторых, не было стука в квартире, да видно было, когда привезли мебель. У них было совсем мало мебели, ни ковров, ни ковриков. Борис Николаевич был подтянутым, доброжелательным, но близко не сходился ни с кем. Нину Ивановну выносил на руках на улицу и сажал в кресло (Нина Ивановна сильно болела). Она всегда улыбалась, но была очень сдержанной. Спросишь – ответит, но не более. У них поздно горел свет. Я думаю, что это из-за болезни Нины Ивановны. Очень жаль, что мы его мало знали, и общаться более открыто было нельзя, т.к. страх лишает людей открытости". Очевидно, Борису Николаевичу требовалось уединение, и он сменил квартиру на плохо обустроенный дом (№ 22 или 24) на той же улице Советской.
Абрамовы поддерживали хорошие отношения с Е.А.Ивановой, которая пишет. "В 1970 г. я с мужем ездила в Москву и мы заезжали к Абрамовым. Жили они скромно в деревянном домике на 2-3 хозяев". (Сейчас дома нет, на его месте построено 5-этажное жилое здание. Первым делом они изолировали и усилили стену, ведущую к соседям; очевидно, для большего уединения и покоя. – Авт.). "Они подарили нам две серебряные ложки и передали кое-что из драгоценностей, чтобы мы в Новосибирске продали и прислали им деньги, что мы и делали на протяжении некоторого времени".[19]
А.А.Русакова вспоминает: "в доме были темно-синие занавески на окнах и ткань на стенах темного цвета Другая соседка вспоминает, что в кухне висел портрет А.С.Пушкина. Стояли две статуэтки Будды, один с колокольчиком. В комнате висел портрет Сергия Радонежского (газетная фотография иконы в рамочке под стеклом, сделанной самим Борисом Николаевичем), вышивка цветы – розы. Обстановка была настолько скромна, что выглядела убогой. Борис Николаевич спал на кухне: железная кровать, соломенный матрас, полка для книг – вот и все, что там было. Нина Ивановна хранила несколько фотографий: портрет одного из Учителей, портрет Н.К.Рериха, снимок группы – Н.К.Рерих, Ю.Н.Рерих и неизвестный, фотография с изображением смеющегося Будды.
Абрамовы вели довольно уединенный образ жизни. Борис Николаевич по дому все делал сам, пилил и колол дрова, часто выезжал на мопеде на рыбалку, довольно часто бывал на "12-ти ключах".
Одна из женщин, работавшая с Борисом Николаевичем в избирательной комиссии на выборах, запомнила его таким: подтянутый, с военной выправкой. Подвижный, высокий, худощавый, в длинном пальто. Люди считали его чудаковатым. Соседи рассказывали, что Борис Николаевич любил праздник 1 Мая. Запомнили, как он нес плакат, бодрый, смеющийся.
Бывшая их соседка Н.В.Бургасова, медсестра, ходившая делать уколы Борису Николаевичу, и ее муж Юрий Петрович рассказывали, что Борис Николаевич помогал их дочери Татьяне готовиться к экзаменам по английскому языку для поступления в институт. Татьяна Юрьевна вспоминает, как он с юмором призывал её заниматься фразой: ”Я был бы не против, если бы Вы уделили занятиям больше времени”. Когда она ждала рождения ребенка, он советовал смотреть на красивое, даже подарил альбом репродукций картин Н.К.Рериха, который ему прислал Святослав Николаевич Рерих. Местные жители, по словам Нины Викторовны, относились к Абрамовым с подозрением: они были как бы закрытые в себе. Мнение о них было, что они грамотные, культурные, приветливые, тихие, непьющие. К ним время от времени приезжали друзья из Москвы, помогали материально, поскольку жили они бедно. Нина Викторовна считает, что внешне Борис Николаевич был похож на профессора Соколова из фильма "Приходите завтра".
- [1] Выписка из метрической книги (пенсионное дело).
- [2] Грани Агни Йоги. Т. 1. Издательство "ППК Полиграфист". Новосибирск, 1993, стр. 3.
- [3] Харбин. Ветка русского дерева. Проза Стихи. Составители: Селькина Д.Г., Таскина Е.П. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство. стр. 41.
- [4] Гиндилис Л.М. "Не доверяйте хулителям", Журнал "Мир Огненный" № 8, 1995, стр. 41.
- [5] Хейдок А.П. Радуга чудес. Рига, "Виеда", 1994, стр. 329-339.
- [6] Грани Агни Йоги. Т.1, стр. 4.
- [7] Там же, стр. 3.
- [8] Хейдок А.П. Радуга чудес. Рига, "Виеда", 1994, стр. 334–336
- [9] Грани Агни Йоги. стр. 4.
- [10] Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и йога. Летопись сотрудничества. Сборник. В 2-х т. М., "Сфера", 1996, стр. 362. Письмо Рерих Е.И. Асееву А.М. от 07.12.54.
- [11] Хейдок А.П. Радуга чудес. Рига, "Виеда", 1994, стр. 334.
- [12] Журнал "Свет Огня". Ноябрь 1990, стр. 85.
- [13] Рериховский вестник. Выпуск 5, 1992, Извара – Санкт-Петербург – Москва, стр. 64.
- [14] Грани Агни Йоги. Т.1, стр. 166.
- [15] Города России. Энциклопедия. М., Российская энциклопедия, 1994, стр. 64.
- [16] Уклеин В.Н. От Оки до Куликова Поля. Тула, Приокское книжное изд-во, 1970, стр. 60-61.
- [17] Снегирев. Достопамятности Венев-монастыря. 1834.
- [18] Бороздинский М.Г., Уклеин В.Н. Венев. Тула, Приокское книжное изд-во, 1974, стр. 2.
- [19] Журнал "Мир Огненный" № 8, 1995. стр. 46.
- [20] Там же, стр. 45.
- [21] Там же, стр. 45-46.
- [22] Там же, стр. 37.