Том II. 6. (Янв. 3). Пусть идущие после читают и видят, что проложен им путь трудами того, кто их раньше прошёл, прорывая пространство. По проложенному пути идти много легче, чем его пробивать. Мыслью в пространстве будущего пролагается путь духу идущему за Тем, Кто Ведёт. Многие хотели бы идти впереди, но при скудости мысли и неумении пользоваться пространственной сокровищницей впереди будет пусто. Изжитою мыслью не двинуть вперёд. Но где взять новые мысли? От Учителя Света. Но как же их взять, если даже существование его не признаётся? Остаётся идти за теми, кто доступ имеет к Учителю Света и к области мыслей Его. Следовательно: или брать от Учителя Света, или от тех, кто берёт от Него, или же стоять на месте. <...>
Существует написанная Н.К.Рерихом картина "Клад захороненный". Спрятаны от злых людей в недоступных тайных местах бесценные сокровища. Ждут своего часа. И когда наступает заповеданное время, выходят они, становятся видимыми, чтобы служить добрым целям.
В старинном городе Веневе Тульской области внезапно обнаружился такой клад. Им оказалось творчество и деятельность незаметного местного жителя Бориса Николаевича Абрамова (1897-1972), ближайшего ученика и последователя великих просветителей современности Н.К. и Е.И.Рерихов. Он многие годы вел записи в форме дневника по вопросам, касающимся тайн человеческого духа. Записи эти в 1993 г. начали издавать в Новосибирске отдельными книгами под общим названием "Грани Агни Йоги". Уже опубликовано десять томов. "Грани Агни Йоги" быстро приобрели международную известность. Пробудился интерес и к самому Б.Н.Абрамову.
Борис Николаевич Абрамов прожил наполненную событиями жизнь. Он родился 2 августа 1897 года в Нижнем Новгороде.[1] В юношеские годы склонность к военному делу привела его во флот, и он стал военным моряком.[2]
По воспоминаниям жительницы города Венева А.А.Русаковой, вероятно, окончив два курса института, Борис Николаевич выехал с родителями (отцом и матерью) на работу в Харбин, административный центр принадлежавшей России на условиях концессии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Город был построен русскими строителями в соответствии с контрактом, подписанным 8 сентября 1896 г. русско-китайским банком и китайским правительством. 1 июля 1903 г. Открылась новая железнодорожная магистраль, проходящая по территории Маньчжурии. С 1924 г. КВЖД стала управляться совместно Китаем и Советским Союзом.
Китай переживал тогда бурное время. Революции, частые перевороты и смены правительства, гражданская война сотрясали всю страну. Харбин, естественно, не остался в стороне от этих процессов.
Из пенсионного дела:
"Абрамов Б.Н., проживающий в г. Харбине, Новый город, Садовая ул., д.8, действительно работал с 1 марта 1921 г. по 1 марта 192... (цифра не видна – авт.) в качестве помощника лаборанта на заводе сухой перегонки дерева на концессии бр.Скидельских на разъезде Луканово (восточная линия КВЖД). Завод закрылся в 1925 г. С 1 мая 1923 г. по 1 ноября 1931 г. Работал в лаборатории Земельного Отдела б/КВЖД".
"14/27 января 1929 года Борис Николаевич обвенчался с Ниной Ивановной Шахрай в Градо-Харбинской Софийской церкви".
"Нина Ивановна родилась в г.Нирятине 15 мая 1907 г. (По другому документу – 13.01.1907 г.)". К сожалению, о ней известно очень мало. По словам соседей в Веневе, она была дочерью бухгалтера, работавшего на КВЖД в Харбине. Учительница веневской школы П.Н.Панус вспоминает, что Абрамовы говорили о дочери, которая умерла в шесть лет. В память о ней Нина Ивановна хранила куклу.
В целом Харбин для русских людей явился островком старой еще жизни, где многие нашли опору, возможность существования. Город являлся значительным культурным центром. Действовала сеть русских школ, многочисленных курсов, высших учебных заведений (Харбинский политехнический институт, юридический факультет и др.). Выходило множество журналов и газет на русском языке. Существовали литературно-художественные объединения, в которых выступали с докладами авторитетные ученые и литераторы. Например, выступал Н.К.Рерих с докладом "Несение света" о подвиге Сергия Радонежского.[3] Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи в 1934-1935 годах совершали научную экспедицию в Маньчжурию, Западный Китай, Внутреннюю Монголию и посещали Японию.
"Появление Н.К.Рериха в Харбине в 1934 г., – вспоминал А.П.Хейдок, один из его близких учеников, – можно сравнить только с метеором, прочертившим огненную черту на мрачном ночном небе, – неожиданным, негаданным.
- [1] Выписка из метрической книги (пенсионное дело).
- [2] Грани Агни Йоги. Т. 1. Издательство "ППК Полиграфист". Новосибирск, 1993, стр. 3.
- [3] Харбин. Ветка русского дерева. Проза Стихи. Составители: Селькина Д.Г., Таскина Е.П. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство. стр. 41.
- [4] Гиндилис Л.М. "Не доверяйте хулителям", Журнал "Мир Огненный" № 8, 1995, стр. 41.
- [5] Хейдок А.П. Радуга чудес. Рига, "Виеда", 1994, стр. 329-339.
- [6] Грани Агни Йоги. Т.1, стр. 4.
- [7] Там же, стр. 3.
- [8] Хейдок А.П. Радуга чудес. Рига, "Виеда", 1994, стр. 334–336
- [9] Грани Агни Йоги. стр. 4.
- [10] Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и йога. Летопись сотрудничества. Сборник. В 2-х т. М., "Сфера", 1996, стр. 362. Письмо Рерих Е.И. Асееву А.М. от 07.12.54.
- [11] Хейдок А.П. Радуга чудес. Рига, "Виеда", 1994, стр. 334.
- [12] Журнал "Свет Огня". Ноябрь 1990, стр. 85.
- [13] Рериховский вестник. Выпуск 5, 1992, Извара – Санкт-Петербург – Москва, стр. 64.
- [14] Грани Агни Йоги. Т.1, стр. 166.
- [15] Города России. Энциклопедия. М., Российская энциклопедия, 1994, стр. 64.
- [16] Уклеин В.Н. От Оки до Куликова Поля. Тула, Приокское книжное изд-во, 1970, стр. 60-61.
- [17] Снегирев. Достопамятности Венев-монастыря. 1834.
- [18] Бороздинский М.Г., Уклеин В.Н. Венев. Тула, Приокское книжное изд-во, 1974, стр. 2.
- [19] Журнал "Мир Огненный" № 8, 1995. стр. 46.
- [20] Там же, стр. 45.
- [21] Там же, стр. 45-46.
- [22] Там же, стр. 37.