II. Поиски синтеза
Взаимопритяжение культур Востока и Запада существует с давних времён. С Востока на Запад обращали взоры Р.Тагор, С.Вивекананда, М.Ганди; с Запада на Восток — И.Гёте, Р.Роллан, Г.Гессе. Оценивая значение путешествий Вивекананды по странам Запада, Р.Роллан писал: «Великий посредник между Богом и человеком призван быть также посредником между Востоком и Западом» ([20],с. 274). После паломничества по странам Востока Г. Гессе мог сказать: «В мудрости Востока и Запада мы видим уже не враждебные силы, но полюса, между которыми раскачивается жизнь» ([21], с. 206).
Российское самосознание формировалось в ходе органического перемешивания племён на обширной территории в условиях суровой природы и постоянных войн. Процесс собирания, освоения, объединения не мог бы осуществиться без великого стремления к целостности — в территории, в истории, в духе. Идея единства во множестве нашла воплощение в образе Святой Троицы, запечатленном А.Рублёвым на знаменитой русской иконе. Уходя корнями в глубокую древность, этот Божественный символ связывает Россию со всем человечеством.
История России пишется в категориях путей (хождения, беженцы, странничество)[22]. Идейные блуждания в поисках гармонии «свободы и послушания, творчества и аскетизма, любви и строгости, прощения и наказания»[22] неминуемо выводили в многомерное пространство социокультурных координат. Не случайно Н.Я.Данилевский[4] приходит к концепции множества культурно-исторических типов, или цивилизаций, выделяет четыре основных области культурной деятельности (религия, искусство, политика, экономика) и видит прогресс в увеличении размерности пространства деятельности цивилизованных типов[23].
Научные исследования нуждались в понятийном аналоге образа и символа во множестве. Так появилось понятие соборности[24]. «Это зерно русской идеи, центральное понятие русской философии, слово, не поддающееся переводу на другие языки, даже на немецкий — самый всеобъемлющий по части философской терминологии» ([8], с. 19). Журнал, выходивший некоторое время в Англии, так и назывался «Sobornost». «Добровольная взаимодополнительность — вот стержень различных определений соборности» ([25], с. 116).
Появление «русской идеи» связано с мессианским мироощущением, восходящим к 16 веку, когда псковский старец Филофей назвал Москву «третьим Римом». «Мессианское рождается в очистительном огне страданий», — написал в 1938 году немецкий философ и историк В.Шубарт ([26], с. 61). «Русская идея — это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении. Она родилась в России, но опиралась на западную, прежде всего немецкую философскую культуру. Её источники: русский исторический опыт, православная религия, немецкая диалектика. Русская идея имела целью объединить человечество в высокую общность, преобразовать в фактор космического развития» ([8], с. 25).
Эволюцию этой идеи в дореволюционной России можно проследить через славянофильство А.С.Хомякова, философские письма П.Я.Чаадаева, учение В.С.Соловьёва о всеединстве, богочеловечестве, работы Р.Ф.Фёдорова, В.В.Розанова, С.Н.Булгакова[8]. После 1917 года она развивалась русскими философами как внутри СССР (Л.П.Карсавин, П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев)[27], так и в зарубежье (П.О.Лосский. Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Г.П.Федотов, П.А.Сорокин, Г.В.Флоровский)[28].
В истории России, начиная с Петра I, насчитывается пять попыток вестернизации ([29], с. 24). Но, как пишет германский политолог Л.Люкс, «превратить Россию в «нормальную» европейскую страну не удалось ни Петру, ни его преемникам» ([30], с. 5). Реакцией на эти попытки явилось евразийское движение, оформившееся в 1921 году в эмиграции и возродившееся ныне в глобальном миросистемном контексте. Отвергая крайние позиции западников и славянофилов, евразийцы стремились противопоставить культурам Европы и Азии срединную евразийскую культуру ([16], с. 16). Современный же проект уповает на «социокультурное измерение, связанное с устойчивостью... духовности перед натиском одномерного технического разума» ([13], с. 113).
Многомерный цивилизованный подход Данилевского нашёл продолжение в трудах А.Тойнби[31] и вновь ожил в цивилизованной модели С.Хантингтона[32], заявившего, что «после окончания «холодной войны» не идеологические, политические или экономические факторы разделяют народы — их разделяют культурные факторы». При этом Россия рассматривается как «стержневое государство одной из основных мировых цивилизаций, исторически идентифицируемое с православным христианством»[33]. Однако, проводя линию разлома между цивилизациями, Хантингтон опять переходит к дихотомии, в которую, как справедливо замечает Н.Н.Моисеев, никак не вписывается цивилизация России ([34],с. 15).
Распадные процессы, порождая многообразия, казалось бы, способствуют выходу в многомерные смысловые пространства. Однако перечисление цивилизаций, свойств национального характера[35], менталитетов[36] ещё не является расширением сознания. Ибо даже упорядоченное (в пространстве, во времени, в масштабе) расположение в ряд остаётся одномерной структурой.
Но в одномерном мире нет места синтезу. Для разрешения противоречий необходима мера, которая может появиться лишь при взгляде со стороны. Чтобы подняться по диалектической спирали развития, нужно сначала выйти в боковое измерение, обрести двумерный фундамент, задаваемый невырожденной тройкой опор одного уровня. Такая триада (системная) может быть структурной ячейкой синтеза, если 1) она не вырождается в линейную (одномерную) и не сводится к переходной (гегелевской) образующей ту же структуру, что и дихотомия, только в обратном направлении; 2) компоненты её способны к органической динамике взаимодействия, отражающей реальные жизненные процессы; 3) в ней воплощается глубинный семантический архетип, обеспечивающий животворное единство целого при свободной воле частей. Иными словами, в синтезирующей ячейке должны быть и структурная многомерность, и системная коррелятивность, и смысловая целостность.
- [1] Киплинг Р. Рассказы. Стихотворения. Л., 1989, с. 368
- [2] Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990, с. 240
- [3] Гулыга А.В. О будущем России. // Россия и современный мир. 1995, № 4, с. 56-59
- [4] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб, 1995, с. 513
- [5] Чаадаев П.Я. Философские письма. // Соч. М., 1989, с. 655
- [6] Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн, М., 1993, с. 368
- [7] Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии. // Вопросы философии, 1995, № 12, с. 21-34.
- [8] Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М., 1995, с. 310
- [9] Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992, с. 424
- [10] Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия: 1985-1995. М., 1996, с. 528
- [11] Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1987, № 12, с. 83-118
- [12] Не указан.
- [13] Панарин А. Евразийский проект в глобальном миросистемном контексте. // Российский обозреватель. 1995, № 1, с. 110-116
- [14] Ахиезер А.С. Россия - специфическая цивилизация. // Россия и Запад: диалог культур. Тверь, 1994, с. 22-24
- [15] Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема. // Отечественная история, 1994, № 4-5, с. 3-45
- [16] Соболев Г.Л. В поисках новой теории истории. // Гуманитарий, 1995, № 1, с. 96-106
- [17] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992, с. 270
- [18] Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994, с. 378
- [19] Свасьян К.А. Философия культуры. // Современная западная философия. Словарь. М., 1991, с. 414
- [20] Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. Л., 1991, с. 320
- [21] Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982, с. 293
- [22] Любимов Б. Русские пути и русские идеи. // Русская мысль. № 4145, 17-23.10.1996. Париж.
- [23] Аринин А.Н., Михеев В.М. Самобытные идеи Н.Я.Данилевского. М., 1996, с. 480
- [24] Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб, 1996, с. 200
- [25] Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб, 1994, с. 218
- [26] Шубарт В. Европа и душа Востока, Франкфурт-на-Майне, 1947, с. 125
- [27] Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб, 1994, с. 448
- [28] О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. с. 528
- [29] Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб, 1995, с. 86
- [30] Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. М,. 1993, с. 159
- [31] Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991, с. 736
- [32] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, № 1, с. 33-57
- [33] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и Россия. // Российский обозреватель, 1995, № 1, с. 148
- [34] Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. // Вопросы философии, 1995, № 1, 3-30
- [35] Сикевич З.В. Русские: «образ» народа. СПб, 1996, с. 152
- [36] Семёнов В.Е. Современные российские менталитеты: духовно-культурные реалии и перспективы. // Народы СНГ накануне 3-го тысячелетия: реалии и перспективы. СПб, 1996, т.1, с. 50-52
- [37] Баранцев Р.Г. Дефиниция асимптотики и системные триады. // Асимптотические методы в теории систем. Иркутск, 1980, с. 70-81;
- Политомические модели системного подхода. // Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. Рига, 1982. с. 42-58;
- Системная триада дефиниции. // Международный форум по информации и документации. 1982, т.7., № 1, с. 9-13;
- Системные триады и классификация. // Теория и методология биологических классификаций. М., 1983, с. 81-89;
- Принцип неопределённости в асимптотической математике. // Методы возмущений в механике. Иркутск, 1984, с. 107-113;
- Время, динамика, синтез. // Темпоральные аспекты моделирования и прогнозирования в экологии. Рига, 1986, с. 67-84;
- О триединстве нового мышления. // Диалектика социального познания и управления. Улан-Удэ, 1988, с. 78-80;
- Системная триада — структурная ячейка синтеза. // Системные исследования. Ежегодник 1988. М., 1989, с. 193-209;
- Системно-триадный путь к синтезу. // Проблемы формирования стратегии природопользования. Владивосток. 1991, с. 16-23;
- От полноты — к целостности. // Проблемы цивилизации. СПб, 1992, с. 5-11;
- Тринитарная целостность знания. // Гносеологические аспекты соотношения науки и богословия. СПб, 1993. с. 14-16;
- Экология человека на пути от биосферы к ноосфере. // Экология человека. Архангельск, 1984. № I, с.15-20;
- Динамика как путь к синтезу. // Семиодинамика. Труды семинара. СПб, 1994, с. 13-21;
- Целостность против полноты. // Русская философия и современный мир. СПб. 1995. с. 29-31;
- Открытость тринитарной методологии. // Московский синергетический форум. 1996, М., с. 35-36;
- Тринитарность в нооэкологии. // Проблемы ноосферы и устойчивого развития. СПб, 1996, с. 4-6;
- Тринитарный смысл культуры. // Культура XXI века: человек, общество, космос. Владивосток, 1996. с. 64-66
- [38] Bibliotheca Trinitariorum, International Bibliography of Trinitarian Literature. Ed. By E.Schadel. Paris e.a. 1984, v.1, р. 642; 1988, v.2, р. 584
- [39] Баранцев Р.Г., Хованов Н.В. Тринитарная библиотека. Международная библиография тринитарной литературы. — Рецензия. // Философские науки, 1990, № 4, с. 141-143
- [40] Schriften zur Triadik und Ontodynamic. Herausgegeben von H.Beck und E.Schadel. Bande 1-10 (1988-1996). Frankfurt am Main, 54 S.
- [41] Иванов В.В. Чаадаев — наш современник. // Лит. газета 31.07.1996.
- [42] Большаков В.Н. Ценность времени и проблемы диалога культур в нынешней России. // Народы СНГ накануне 3-го тысячелетия: реалии и перспективы. СПб, 1996, т.1. с. 123-125
- [43] Община. Рига, 1991, с. 219
- [44] Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995, с. 443
- [45] Казин А.Л. Идея соборности в русской социальной философии. // Общество и человек: пути самоопределения. СПб, 1994, с. 142-147
- [46] Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия. // Вопросы философии. 1991, № 5, с. 26-57
- [47] Безносов В.Г. О специфике нравственной философии в России. // Общество и человек: пути самоопределения. СПб. 1994, с. 133-142
- [48] Линник Ю.В. Жертва России. Петрозаводск, 1992, с. 35
- [49] Померанц Г.С. Диалог и молчание. // Человек. 1996. № 3, с. 60-63
- [50] Клайн Дж. Л. Гегель и Соловьёв. // Вопросы философии, 1996, № 10, с. 84-93
- [51] Самохвалова В.И. Человек и спасение мира: (Русский космизм, синергизм, синергетика). // Русская культура и мир. Н.Новгород, 1993, с. 67-69
- [52] Дуденков В.Н. Русская идея и космизм. // Вече. Альманах русской философии и культуры, 1996, № 6, с. 197-208
- [53] Философия русского космизма. М., 1996, с. 374
- [54] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995, с. 480
- [55] Князева Е.Н. Международный Московский синергетический форум (некоторые итоги и перспективы). // Вопросы философии, 1996, № 11, с. 148-152
- [56] Малинецкий Г. Г. За точкой бифуркации. // Россия и современный мир, 1995, № 4, с. 70-74
- [57] Миронов Ю.Н. Этический синкретизм. Брянск, 1994, с. 91
- [58] Маляска П. Триединая гармония и преобразование общества. // Идеи Н.Кондратьева и динамика общества на рубеже 3-го тысячелетия. М., 1995, с. 28-44
- [59] Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX века. // Публицистика. Ярославль, 1995. т.1, с. 616-702
- [60] Солженицын А.И. К нынешнему состоянию России. // Санкт-Петербургский университет, 1997, № 1, с. 8-11
- [61] Сикевич З.В. Национальный характер русских. // Вестник СПбГУ, 1995, серия 6, вып.4, с. 58-64.
- [62] Культура XXI века: человек, общество, космос. Материалы 1-й конференции. Владивосток, 1996, с. 160
- [63] Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке. // Вопросы философии, 1996, № 11, с. 65-74
- [64] Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия. М., 1994, с. 74
- [65] Битов А.Г. Дни человека. М., 1976, с. 352
- [66] Тафинцев А.И. Неявное в явном: взаимосвязь любви, свободы, смысла и её проявление в русской духовной культуре. // Русская культура и мир. Н.Новгород, 1993, с. 19-21
- [67] Уваров М.С. Бинарный архетип. СПб. 1996, с. 214
- [68] Beck H. World peace as dynamic unity of cultural contrarieties. The onto-hermeneutic basis for an understanding of the structure of the culture of mankind as a perspective for a «dialectic- triadi» conception of reality. // Creative Peace Through Encounter of World Cultures. Delhi, 1996, р. 19-65
- [69] Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М., 1992.