Опережающе-профетическое знание и образная целостность в постижении сложнейших энергетических процессов, идущих в мироздании, давали подлинному искусству неоспоримые преимущества и перед экспериментальной наукой, и перед религией, скованной прочным панцирем многовековых традиционных представлений.
III. «Контакт художника с высшими мирами»
Художник не должен изображать иной мир, как подобие нашего. Через наш плотный мир он показывает то невидимое, которое в произведении подлинного искусства как бы просвечивает через нашу плотную материю, освещая ее изнутри таинственным неуловимым светом инобытия. Подлинный художник дает возможность увидеть или почувствовать такой свет, свет тайны и духотворения, в земных плотных образах, созданных им.
Этот отблеск нельзя ощутить или измерить земной мерой, ибо его измерение иное. Именно он придает земным художественным формам то призрачно-мягкое очарование, ту восхищающую нас неповторимость и ту магнетическую притягательность, которые присущи произведениям истинного искусства. Николай Константинович Рерих был одним из тех великих художников, в произведениях которого этот свет инобытия как бы создавал из форм нашего плотного мира тот непостижимый мир, где было все как у нас и все по-другому. Леонид Андреев, один из интуитивных и тонких писателей нашего века, заметил эту особенность рериховского искусства и сумел найти соответствующие для нее пластические слова. «Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекрасный мир? Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель, не занесенный ни на какие карты, он действительно существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и красоте и особенно, красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть и жизнь и смерть, святые и воины, мир и война – там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятенных облаках, там есть море и ладьи... Нет, не наше море и не наши ладьи. Такого мудрого и глубокого моря не знает земная география. И, забываясь, можно по-смертному позавидовать тому рериховскому человеку, что сидит на высоком берегу и видит-видит такой прекрасный мир, мудрый, преображенный, прозрачно-светлый и примиренный, поднятый на высоту сверхчеловеческих очей».[28] В этом очерке Андреев размышлял о рериховских нездешних берегах, о попытке художника сказать о небесном земным языком и о многом другом, но всегда связанном с ощущением мира иного. И этот мир как бы одухотворял полотна Рериха другим более высоким измерением, иной более высокой энергетикой. Леонид Андреев писал о дореволюционном цикле картин художника. Но в более поздних произведениях Николая Константиновича феномен «Державы Рериха» раскрылся еще с большей силой, с большей, проникающей эти полотна, глубиной.
Произведения истинного искусства одаривают созерцающего их энергией огня, которая делает дух этого созерцающего высоким высоким, а сознание – расширенным. Иными словами, между произведением и человеком идет процесс энергетического обмена, или как считает П.А.Флоренский обогащение человека путем особых «вибраций души».[29]
Размышляя над поэтическим искусством Александр Блок писал в своем дневнике: «Что такое поэт? – Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Поэт это носитель ритма. В бесконечной глубине человеческого духа, в глубине недоступной для слишком человеческого, куда не достигают ни мораль, ни право, ни общество, ни государство, – катятся звуковые волны, родные волнам, объединяющим вселенную, происходят ритмические колебания, подобные колебаниям небесных светил, глетчеров, морей, вулканов».[30] Суть поэзии состоит не в самих стихах, или их форме, а в том в космическом ритме, энергетикой которого звучит Невидимое и Высшее. Непосредственное соприкосновение истинного художника с этим Невидимым и Высшим делает его творчество волшебным отблеском той божественной игры, в которой заключена реальность Бога-творца, его магия, его непостижимость. Подлинный художник, вне зависимости от того, каким видом искусства он занимается, следует творчеству этого Высшего, его ритму, его энергетике.
Появление великого Мастера всегда связано с энергетической работой целых поколений человечества, участвующих в процессе энерго-информационного обмена. Великий Мастер есть эволюционная вершина такого обмена. Его творчество зарождается где-то на тончайшей грани, соединяющей миры иные с нашим, той грани, которая потом и отразит светом или мыслью Красоту этих миров в самом произведении. «Наш творческий процесс, – пишет Святослав Николаевич Рерих в одном из писем, – это воплощение нашего внутреннего мира, звучание нашего духа. Но так же, как бывает трудно, подчас невозможно выразить словами то, что мы ощущаем в глубинах наших сердец, так же трудно, даже труднее бывает воплотить это в двух измерениях полотна. Всякое истинное творчество неразрывно связано с внутренним миром художника и в известной степени является мерилом его истинного Я. Я говорю, в известной степени, ибо разные физические ограничения неизбежно налагают свою печать».[31]
- [1] Озарение. 3. V. 1.
- [2] Зов. 26. 07. 22.
- [3] П.А.Флоренский. Избранные труды по искусству, М., 1996, с. 294.
- [4] П.А.Флоренский. «Иконостас» М., 1994, с. 37.
- [5] Н.А.Бердяев. Судьба России. М., 1990. с. 312-313.
- [6] П.А.Флоренский. Особое. М., 1990. с. 18.
- [7] Сердце, 159.
- [8] Мир Огненный. Ч.III, 85.
- [9] Аум, 105.
- [10] Мир Огненный. Ч.I, 144.
- [11] Община. Рига. 1936, 30.
- [12] Агни Йога, 226.
- [13] Зов 1.1.21.
- [14] Н.К.Рерих. Художники жизни. М., 1993. с. 78.
- [15] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 50.
- [16] Н.К.Рерих. Об искусстве. М., 1994. с. 82.
- [17] Вс.Иванов. Рерих. Рига. с. 92-93.
- [18] Павел Флоренский. Сочинения в 4-х томах. Т.II. М., 1996. с. 383-384.
- [19] О.Мандельштам. Тбилиси, 1990. с. 37.
- [20] А.Блок. Сочинения в 2-х томах. Т.I. М., 1955. с. 485.
- [21] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 80.
- [22] А.Блок.Дневник. М., 1989. с. 119.
- [23] Там же. с. 248.
- [24] А.Блок. Сочинения в одном томе. М-Л., 1946. с. 583.
- [25] Мир Огненный. Ч.I, 627.
- [26] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 3.
- [27] Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. Т.II. М., 1994. с. 87.
- [28] Держава Рериха. М., 1993. с. 34-35.
- [29] Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996. с. 315.
- [30] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 334.
- [31] С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному. М., 1993. с. 34.
- [32] С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. М., 1993. с. 2,9.
- [33] А.П.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74.
- [34] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74-75.
- [35] Там же. с. 52.
- [36] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 205
- [37] Там же. с. 216.
- [38] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 216
- [39] Там же. с. 216.
- [40] Там же. с. 212.
- [41] Ж. Духовное созерцание. № 1–2, 1997. с. 206.
- [42] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 70.
- [43] Там же. с. 70.
- [44] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 286.
- [45] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 237.
- [46] Там же. с. 199.
- [47] Там же. с. 198-199.
- [48] Община. Рига, 42.
- [49] А.Белый. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1966. с. 75
- [50] Там же, с. 75.
- [51] Д.Мережковский. З.Гиппиус. Стихотворения. СпБ, 1997. с. 13.
- [52] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.II. М., 1994. с. 414.
- [53] Мир Огненный. I, 50.
- [54] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 160.
- [55] Там же. с. 144.
- [56] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.I. М., 1994. с. 239.
- [57] Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1988. с. 329-330.
- [58] Николай Бердяев. Философия творчества,культуры,искусства. Т.I. М., 1994. с. 218.
- [59] Там же, с. 235.
- [60] Там же, с. 235.
- [61] Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. М., 1993. с. 217.
- [62] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 167.
- [63] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. с. 413-414
- [64] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 15.
- [65] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 259.