V. Выбор. Старое-Новое. Верхний путь и нижний
Русская духовная революция началась в конце XIX в. Ее история это – история становления нового космического и многомерного мироощущения, история духовного процесса постижения инобытия, осознания его реальности и его роли в эволюции человечества. И искусство в этом процессе сыграло важнейшую роль, не меньшую, а может быть и большую, чем сама философия, религиозный опыт или новые научные открытия, сокрушившие старые традиционные догмы. XX век оказался переломным в истории космической эволюции человечества, за ним уже виделся более высокий виток этой эволюции, вставала нездешняя заря новой эпохи, нового Мира, нового Бытия. В начале века этому предшествовали три события, носившие, вне всякого сомнения, космический характер: Духовная революция, сопровождавшаяся расцветом искусства и формированием нового космического мироощущения, всемирная бойня I мировой войны и сокрушительный взрыв русской революции, разрушившей материю старого мира. Все три события были неизбежными следствиями тех энергетических сдвигов, которые произошли задолго до этих событий и к своему сроку из невидимого и непроявленного реализовались в земной действительности плотной материи. Смысл этого космического действия состоял в разрушении старых, обветшавших форм бытия, в замене их новыми, и в ускорении хода самой эволюции в плотном мире. Планета Земля знала подобные сдвиги в далеком прошлом, современное человечество проходило его впервые. Наступил неумолимый Срок Выбора. О нем возвестил знак, значение которого тогда поняли немногие. В 1900 году, в последний год уходящего века в Париже состоялась грандиозная художественная выставка, подводившая итог искусству XIX века. Выставка как бы открывала ворота в новый, наступающий век, и первая работа, которую увидели ее посетители называлась «Врата ада». Она была создана выдающимся французским скульптором Роденом. Над вратами сидел его знаменитый «Мыслитель». Работа была символична во всех отношениях – Мыслителю предстояло решить мучительную проблему наступающего Выбора. Выбор, как и действия его определившие носил космический характер и его неизбежность была сопряжена с разрушением Мира Старого и рождением Нового. «Космос созидается пульсацией, – свидетельствовали авторы Живой Этики, – иначе говоря, взрывами. Ритм взрывов дает стройность творению. Именно знание духа переносит нить космоса в жизнь проявленную. Надо мечом сверкающим отделить ступень нарождения. Надо осознать, когда удержать цветы света, иначе они снова разлагаются во мглу стихий».[48] Космос предоставил человечеству возможность, свободная же его воля должна была сделать свой выбор – вверх или вниз, восхождение или падение в пропасть инволюции. Срока на размышление почти не оставалось. Мучительная точка Великого Времени светила как мерцающая, неверная звезда в тумане плотного Бытия, готовая в любой момент исчезнуть и больше никогда не вернуться. Пророки и поэты предсказывали бедствия и наступление ночи Апокалипсиса, философы осмысливали эту ночь, художники создавали загадочные и таинственные полотна, суть которых станет ясной много позднее. Дыхание инобытия коснулось плотного мира, неся ему мечту о крыльях спасения и вещие сны грядущей ночи. Андрей Белый в 1903 г. написал два стихотворения, в которых образно и глубоко отразил то, что происходило в его времени и пространстве. Искусство стало на свой дозор.
И в восторге сгорит.
А над морем садится
Ускользающий солнечный щит.
И на море от солнца
Золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
Среди всплесков тоски.
Встали груди утесов
Средь трепещущей солнечной ткани.
Солнце село. Рыданий
Полон крик альбатросов:
Дети солнца.
Вновь холод бесстрастья:
Закатилось оно –
Золотое, старинное счастье
Золотое руно.[49]
Смысл стихотворения достаточно прозрачен, в нем живет ощущение предстоящей ночи и заката солнца – «золотое, старинное счастье». Второе же стихотворение, кажется о том же, но оно совсем другое и по настрою и по образам.
На солнечный пир,
Трубя в золотеющий мир,
Внимайте, внимайте:
Довольно страданий.
Броню надевайте из солнечной ткани!
Все небо в рубинах.
Шар солнца почил.
Все небо в рубинах
Над нами.
На горных вершинах
Наш Арго,
Наш Арго,
Готовясь лететь, золотыми крылами забил.[50]
Закат «старинного счастья» здесь сменяется ощущением нового солнца, нового дня, перед которым Арго, «готовясь лететь, золотыми крылами забил». Теми крыльями, которые должны были поднять человечество над апокалиптической ночью к эволюционной лестнице восхождения. Диалектика, переживаемого момента состояла в том, что выбор надо было сделать «ночью», а для того, чтобы ее преодолеть нужны были эти крылья, поднимающие человека туда, где ощущалось дыхание иных миров, где действовала энергетика их Красоты. Андрей Белый принадлежал к тому направлению в искусстве, которое называлось символизмом и которое сформировалось, как неотъемлемая часть русской Духовной революции. Социальная революция уничтожила символизм, заменив его бездуховным и плоским социалистическим реализмом. Трагическая гибель самого важного направления в искусстве ощущалась интуитивно самими символистами. В самом начале века Д.С.Мережковский писал:
- [1] Озарение. 3. V. 1.
- [2] Зов. 26. 07. 22.
- [3] П.А.Флоренский. Избранные труды по искусству, М., 1996, с. 294.
- [4] П.А.Флоренский. «Иконостас» М., 1994, с. 37.
- [5] Н.А.Бердяев. Судьба России. М., 1990. с. 312-313.
- [6] П.А.Флоренский. Особое. М., 1990. с. 18.
- [7] Сердце, 159.
- [8] Мир Огненный. Ч.III, 85.
- [9] Аум, 105.
- [10] Мир Огненный. Ч.I, 144.
- [11] Община. Рига. 1936, 30.
- [12] Агни Йога, 226.
- [13] Зов 1.1.21.
- [14] Н.К.Рерих. Художники жизни. М., 1993. с. 78.
- [15] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 50.
- [16] Н.К.Рерих. Об искусстве. М., 1994. с. 82.
- [17] Вс.Иванов. Рерих. Рига. с. 92-93.
- [18] Павел Флоренский. Сочинения в 4-х томах. Т.II. М., 1996. с. 383-384.
- [19] О.Мандельштам. Тбилиси, 1990. с. 37.
- [20] А.Блок. Сочинения в 2-х томах. Т.I. М., 1955. с. 485.
- [21] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 80.
- [22] А.Блок.Дневник. М., 1989. с. 119.
- [23] Там же. с. 248.
- [24] А.Блок. Сочинения в одном томе. М-Л., 1946. с. 583.
- [25] Мир Огненный. Ч.I, 627.
- [26] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 3.
- [27] Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. Т.II. М., 1994. с. 87.
- [28] Держава Рериха. М., 1993. с. 34-35.
- [29] Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996. с. 315.
- [30] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 334.
- [31] С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному. М., 1993. с. 34.
- [32] С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. М., 1993. с. 2,9.
- [33] А.П.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74.
- [34] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74-75.
- [35] Там же. с. 52.
- [36] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 205
- [37] Там же. с. 216.
- [38] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 216
- [39] Там же. с. 216.
- [40] Там же. с. 212.
- [41] Ж. Духовное созерцание. № 1–2, 1997. с. 206.
- [42] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 70.
- [43] Там же. с. 70.
- [44] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 286.
- [45] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 237.
- [46] Там же. с. 199.
- [47] Там же. с. 198-199.
- [48] Община. Рига, 42.
- [49] А.Белый. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1966. с. 75
- [50] Там же, с. 75.
- [51] Д.Мережковский. З.Гиппиус. Стихотворения. СпБ, 1997. с. 13.
- [52] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.II. М., 1994. с. 414.
- [53] Мир Огненный. I, 50.
- [54] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 160.
- [55] Там же. с. 144.
- [56] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.I. М., 1994. с. 239.
- [57] Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1988. с. 329-330.
- [58] Николай Бердяев. Философия творчества,культуры,искусства. Т.I. М., 1994. с. 218.
- [59] Там же, с. 235.
- [60] Там же, с. 235.
- [61] Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. М., 1993. с. 217.
- [62] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 167.
- [63] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. с. 413-414
- [64] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 15.
- [65] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 259.