Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Тернистый путь красоты

Не приняв преображения Красотой, отказавшись от крыльев эволюции человечество стало сползать в пропасть инволюции. Вспыхнула новая всемирная бойня – 2-ая Мировая война, вслед за ней последовало безумие насилия, кровавых переворотов, начались чудовищные преступления, небывалая жестокость охватила людей, достижения техногенной цивилизации содействовали всему этому. Культура отодвигалась все дальше и дальше на задворки социальной и экономической жизни. Истинное искусство вытеснялось псевдо-искусством или антиискусством. Гибли эстетические идеалы, наработанные человечеством в течении многих веков. Безобразие было введено в норму. Галереи заполнились «произведениями», представляющими собой помесь порнографии и технических агрегатов. Женская красота и утонченность были отданы на поругание «живописцам», одержимых похотью и насилием. Сцены концертных залов заполнились полуодетыми орущими, исторгающими из музыкальных инструментов оглушительные и не музыкальные звуки. Всплеск похоти в мировом масштабе был назван сексуальной революцией и узаконен на театральных подмостках, на киноэкранах, на страницах книг, в различных средствах массовой информации. Наркомания стала образом жизни. Подобные веяния «свободы» затронули и Россию после крушения тоталитарного режима. Призраки с песьими головами сделали свое черное дело, но не только они. Низшие слои Тонкого Мира, о которых я уже упоминала, переполненные всеми негативными человеческими страстями, продолжали эманировать на землю зло, созданное ею самою и усиленное во много крат тонкой энергией этого инобытия. Псевдо-искусство и анти-искусство росло на этих низших тонкомирных эманациях. Нового Мира не получилось ни здесь, ни там. Истинное искусство, создающее Красоту, излученную Высшими Мирами, стало терять свой потенциал. Невежественное умаление Культуры по обе стороны бывшего железного занавеса отодвинуло сроки Часа Красоты и духовного Преображения. Но сама жизнь не столь однозначна, как нам иногда кажется. Энергетические процессы, идущие в ее глубинах, сокровенны, а результаты их неожиданны. Не все впустили в свои души призраков с песьими головами, и хотя те по-прежнему воют в ночах современных городов, это еще ни о чем не свидетельствует. Несмотря на все трудности, через которые проходит Россия, Духовная революция, тем не менее, вновь расправляет свои крылья. Вновь оживают ее бесценные сокровища и накопления. Они входят в нашу жизнь непреходящей Красотой искусства, нетленностью человеческой мысли, наследиями великих наших соотечественников – носителей эволюционных заветов, опережавших свое время. И новая Красота, ростки которой были грубо затоптаны, начинает давать знать о себе. Она возникает на полотнах художников, которых мы сейчас называем космистами. Там горят краски иных миров. Это та Красота, которая идет на землю из инобытия, минуя символы, неся нам формы и краски иных измерений. Они идут через внутренний мир одаренных творцов, чтобы здесь, на земле утвердить новую красоту прямого взаимодействия духа художника с иными мирами. Меняется измерение земной Красоты. Меняется ее энергетика. С полотен подлинных художников идет на нас духовный луч четвертого измерения – психической энергии. Н.А.Бердяев в 1918 г. в тяжелейшее для России время, писал: «Новое искусство будет творить уже не в образах физической плоти, и в образах иной, более тонкой плоти, оно перейдет от тел материальных к телам душевным».[63] Нигде, кроме России, сейчас не идет таким широким потоком подобное искусство. Нигде, а только в России, появились такие композиторы как Скрябин и Шнитке. Нигде поэзия не носит такого ярко выраженного профетического характера, как в России. Несмотря ни на что в конце ХХ века в России наступает Час Красоты, той Красоты, о которой мечтали русские философы и художники в начале века. Это космическая закономерность. В 1908 г выдающийся русский поэт Андрей Белый написал: «Верю в Россию. Она – будет. Мы – будем. Будут люди. Будут новые времена и новые пространства».[64] Это о нас теперешних. Мы не должны обмануть надежды, таких как он. И его же строчки:

И ты огневая стихия
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия
Мессия грядущего дня! [65]
  • [1] Озарение. 3. V. 1.
  • [2] Зов. 26. 07. 22.
  • [3] П.А.Флоренский. Избранные труды по искусству, М., 1996, с. 294.
  • [4] П.А.Флоренский. «Иконостас» М., 1994, с. 37.
  • [5] Н.А.Бердяев. Судьба России. М., 1990. с. 312-313.
  • [6] П.А.Флоренский. Особое. М., 1990. с. 18.
  • [7] Сердце, 159.
  • [8] Мир Огненный. Ч.III, 85.
  • [9] Аум, 105.
  • [10] Мир Огненный. Ч.I, 144.
  • [11] Община. Рига. 1936, 30.
  • [12] Агни Йога, 226.
  • [13] Зов 1.1.21.
  • [14] Н.К.Рерих. Художники жизни. М., 1993. с. 78.
  • [15] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 50.
  • [16] Н.К.Рерих. Об искусстве. М., 1994. с. 82.
  • [17] Вс.Иванов. Рерих. Рига. с. 92-93.
  • [18] Павел Флоренский. Сочинения в 4-х томах. Т.II. М., 1996. с. 383-384.
  • [19] О.Мандельштам. Тбилиси, 1990. с. 37.
  • [20] А.Блок. Сочинения в 2-х томах. Т.I. М., 1955. с. 485.
  • [21] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 80.
  • [22] А.Блок.Дневник. М., 1989. с. 119.
  • [23] Там же. с. 248.
  • [24] А.Блок. Сочинения в одном томе. М-Л., 1946. с. 583.
  • [25] Мир Огненный. Ч.I, 627.
  • [26] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 3.
  • [27] Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. Т.II. М., 1994. с. 87.
  • [28] Держава Рериха. М., 1993. с. 34-35.
  • [29] Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996. с. 315.
  • [30] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 334.
  • [31] С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному. М., 1993. с. 34.
  • [32] С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. М., 1993. с. 2,9.
  • [33] А.П.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74.
  • [34] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74-75.
  • [35] Там же. с. 52.
  • [36] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 205
  • [37] Там же. с. 216.
  • [38] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 216
  • [39] Там же. с. 216.
  • [40] Там же. с. 212.
  • [41] Ж. Духовное созерцание. № 1–2, 1997. с. 206.
  • [42] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 70.
  • [43] Там же. с. 70.
  • [44] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 286.
  • [45] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 237.
  • [46] Там же. с. 199.
  • [47] Там же. с. 198-199.
  • [48] Община. Рига, 42.
  • [49] А.Белый. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1966. с. 75
  • [50] Там же, с. 75.
  • [51] Д.Мережковский. З.Гиппиус. Стихотворения. СпБ, 1997. с. 13.
  • [52] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.II. М., 1994. с. 414.
  • [53] Мир Огненный. I, 50.
  • [54] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 160.
  • [55] Там же. с. 144.
  • [56] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.I. М., 1994. с. 239.
  • [57] Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1988. с. 329-330.
  • [58] Николай Бердяев. Философия творчества,культуры,искусства. Т.I. М., 1994. с. 218.
  • [59] Там же, с. 235.
  • [60] Там же, с. 235.
  • [61] Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. М., 1993. с. 217.
  • [62] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 167.
  • [63] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. с. 413-414
  • [64] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 15.
  • [65] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 259.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru