Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей

Письма Е.И.Рерих к Е.П.Инге

Еще одна тема звучит в письмах особо — тема грядущих перемен, которые произойдут в сознании людей, когда наука установит связь человека и Космоса. «Придет время, — пишет Елена Ивановна, — и наука о мирах дальних, так мало сейчас ощутимая, будет захватывающе интересной и близкой нашему сознанию, станет осязаемой. Мы поймем всю нашу зависимость обоюдную от этих дальних и близких миров. Единство Космоса с человечеством станет истиной неоспоримой, и такое осознание преобразит жизнь мыслящего человека. И к такому продвижению приблизят нас лаборатории новых ученых-искателей, смелых и нашедших в себе сокровище психической энергии» (Письмо Е.И.Рерих от 22.07.1951 г.). «Гигантскими шагами продвинется наука в наступающей эпохе под новыми Светилами и знаком УРАНА. Потому так радостно думать о Будущем, о торжестве Истинного Знания и той новой человечности, которая станет неотъемлемой при пробуждении нового просвещенного сознания» (Письмо Е.И.Рерих от 18.09.1952 г.). Тема духовного возрождения человечества, звучащая в ее творчестве последних лет, была неразрывно связана с темой нового расцвета России, «Страны подвигов духа, ищущего свободу Знания Беспредельного» (Письмо Е.И.Рерих от 10.03.1953 г.). На примере этих писем мы видим, что Елена Ивановна до последних дней не теряла надежды вернуться в Страну Лучшую и хотя бы несколько лет поработать на духовной ниве вместе с ближайшими сотрудниками, к числу которых она относила и Е.П.Инге.

Т.Книжник

Письма Елены Ивановны Рерих к Екатерине Петровне Инге


12.01.1940

Дорогая и родная Е[катерина] П[етровна], с большой радостью читала Ваши письма к молодёжи и надеюсь, что Вы будете их продолжать писать. Н.К. был весьма огорчён тем, что Вы неправильно истолковали его письмо. Он никогда не запрещал Вам писать, наоборот, только поощрял. В чём дело? Как могло произойти такое обидное недоразумение? Пожалуйста, дорогая Е[катерина] П[етровна], продолжайте писать и посылать, куда возможно, Ваши полезные и светлые весточки. Теперь отвечу на поставленные Вами вопросы и надеюсь, что это письмо не затеряется в пути. Условия почты в связи с событиями стали особенными. Много времени уходит на прочтение писем цензором, но печатанное на машинке читается легко и поэтому надеюсь, что мой ответ скоро достигнет Ваших берегов.

Конечно, нельзя утверждать, что «карма, или закон причин и следствий, касается лишь всего происходящего внутри кругов, а эволюция относится, так сказать, к внешнему совершенствованию форм». Всё Мироздание с его бесчисленными и бесконечными проявлениями держится законом сцепления, или законом причин и следствий. Нет такого процесса (или действия) в природе, который не затрагивал бы оба полюса, как внутренний так и внешний. Эволюция, будучи основным законом Мироздания в процессе роста и расширения причин и следствий, охватывает всё сущее, видимое и невидимое. Но так как закон проявления происходит из невидимого в видимое, или изнутри наружу, то, конечно, внутренняя эволюция порождает внешнюю, а не наоборот. Конечно, в процессе развития все проявления взаимоутруждаются или взаимодействуют, но при этом всегда сохраняется первенствующее значение внутреннего импульса. Итак, внешние формы эволюционируют под влиянием внутреннего импульса.

Несомненно, что те земляне, которые сильно отстали в своей эволюции от остального человечества, будут после положенного срока для нашей Земли перенесены потоком космического притяжения на планету низшего развития. Но также несомненно, что среди таких землян будут представители всех рас и народов. И так как ступени деградации так же многочисленны, как и ступени восхождения, то эти души окажутся на новой планете по закону соответствия, или притяжения, в различных условиях. Одни начнут с низших форм жизни и будут постепенно развивать и готовить вместилища для себя и для своих более счастливых сопутчиков, другие же будут выжидать для своего проявления подходящие им формы. В связи с этим перечтите в «Тайной Доктрине» процесс заселения нашей Земли и переселения на неё наших лунных праотцев.

Приводимая Вами фраза: «Непринятием учения Христа евреи исключили себя из духовной эволюции» принадлежит не мне, а моему корреспонденту, на письмо которого я и отвечала. Фраза эта была поставлена мною в кавычках. Дальнейшие строки в этом моём письме не ограничивают приведённое утверждение одним народом, но прилагают его и к другому случаю в общечеловеческой истории и поясняют, как отказ от Учения Света, неизменно приносимого Вел[икими] Уч[ителями] на границе смены эпохи, отяжеляет судьбу, или карму народа. Ведь каждый Вел[икий] Учитель указывает следующую, или грядущую, ступень эволюции и, конечно, народ неприятием её отказывается от сужденного продвижения или планомерной эволюции. Так Христос приносил очищение древнего Учения и боролся с возрастающим лицемерием фарисеев и поклонением золотому тельцу, и те, которые отвергли приносимое Им Провозвестие новой ступени эволюции, обрекли себя и всех связанных с ними кармою на тяжкий путь. Груз золота особенно тяжек. Но среди евреев, как и среди каждого народа, исповедующего иную веру, есть достойнейшие люди и которые больше служат Заветам Христа, нежели многие называющие себя христианами, и, конечно, они продолжают свою духовную эволюцию. Итак, исключение из духовной эволюции в приводимом Вами утверждении следует понять, как добровольный отказ или исключение себя из определённого цикла эволюции или как временную задержку в духовном продвижении. Но если существует бесконечная эволюция, то должна существовать и такая же инволюция, потому в этом последнем процессе можно дойти до такого состояния разложения, которое, как космический сор, может поступить лишь в переработку при новом круговращении Великой Матери Природы.

  • [1] Абрамов Борис Николаевич (1897—1972) — член Харбинской группы по изучению Живой Этики.
  • [2] Колонтаевская Маргарита Иосифовна — член Харбинской группы по изучению Живой Этики.
  • [3] Рерих Владимир Константинович (умер в 1952) — брат Н.К.Рериха.
  • [4] Абрамова Нина Ивановна — жена Б.Н.Абрамова.
  • [5] Рерих Юрий Николаевич (1902—1960) — старший сын Е.И.Рерих
  • [6] Туркина Евгения Николаевна — корреспондент Е.И.Рерих
  • [7] Окончание письма отсутствует.
  • [8] Святослав Николаевич Рерих (1904—1993) — младший сын Е.И.Рерих и Девика Рани (1894—1994) — его жена.
  • [9] Кемпбелл Кэтрин (1898—1996) — ближайшая сподвижница Е.И.Рерих, вице-президент Музея им. Н.Рериха в Нью-Йорке.
  • [10] Россия.
  • [11] Речь идёт о Марте Стуранс.
  • [12] Окончание письма отсутствует.
  • [13] Слово неразборчиво.
  • [14] Богданова Ираида Михайловна (род. 1914) — участница Центрально-Азиатской экспедиции, по окончании которой осталась вместе с Рерихами в Индии. Вернулась в Россию вместе с Ю.Н.Рерихом.
  • [15] Шри Ауробиндо (1872—1950) — индийский философ, создатель интегральной йоги.
  • [16] Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) (1836—1886) — индийский подвижник и мыслитель.
  • [17] Вивекананда (Нарендранатх Датт) (1863—1902) — индийский философ и общественный деятель, ученик Рамакришны.
  • [18] Мирра Альфасса (1878—1973) — сподвижница Шри Ауробиндо.
  • [19] Речь идёт о теософском словаре Е.П.Блаватской
  • [20] «Учение Храма» — Наставления Учителя Иллариона.
  • [21] Франчиа Ла Дью (1849—1922) — основательница общины «Храм Человечества» в Калифорнии.
  • [22] Защитный энергетический чехол.
  • [23] Окончание письма отсутствует.
  • [24] Фосдик Зинаида Григорьевна (1889—1983) — вице-президент Нью-Йоркского Музея им. Н.К.Рериха.
  • [25] «С горной вершины».
  • [26] Безант Анни (1847—1933) — ученица Е.П.Блаватской. Президент Теософского Общества в 1907—1933 гг.
  • [27] «Человек и его тела».
  • [28] Асеев Александр Михайлович (1903—1993) — русский эзотерик, издатель журнала «Оккультизм и йога», в котором Е.И.Рерих вела рубрику «Свободная Трибуна».
  • [29] Дутко Валентина Леонидовна — корреспондентка Е.И.Рерих
  • [30] Бейли Алиса (1880—1949) — автор трудов по эзотерической философии, основательница «Arcane School».
  • [31] Гофмейстер Владимир Генрихович (ум. 1967) — член немецкой группы по изучению Живой Этики.
  • [32] Брандштатгер Леопольд (ум. 1968) — руководитель Рериховского движения в Австрии и Германии.
  • [33] Штейнер Рудольф (1867—1925) — основатель антропософии.
  • [34] Окончание письма отсутствует.
  • [35] Общество Агни Йоги, созданное при Музее Н.Рериха в Нью-Йорк.
  • [36] Голлан Мюриэль — корреспондент Е.И.Рерих.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru