Но, прежде чем остановиться подробнее на вопросе преемственности языка формы, а также самой темы в творчестве Нестерова и Рериха, хотелось бы выявить некоторые личностные моменты в отношениях двух художников.
Со стороны Нестерова отношение к Рериху было не всегда однозначным и ровным – об этом свидетельствуют письма и воспоминания художника.
Познакомился Нестеров с Рерихом, вероятнее всего, в 1893 году. Именно этим годом датирована дарственная Рериху надпись на акварели «Пустынник», сделанная рукой автора для начинающего живописца. Нестеров к тому времени был уже известным художником, картины которого приобретал сам П.М.Третьяков, а Рериху тогда было всего лишь девятнадцать лет. Позже Нестеров оценил и творчество Рериха. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что из четырех работ Рериха, которыми владеет Художественный музей г. Уфы, три произведения поступили из собрания Нестерова, основателя музея: «Идолы» (1901, эскиз), «Хоровод» (1903, эскиз), «Заморские гости» (1900-е, эскиз). Более того, когда собрание Нестерова для г. Уфы было перевезено без его ведома в родной ему город, то эскиз Рериха «Заморские гости» художник затребовал обратно, и тот хранился в семье Нестерова вплоть до 1994 года, когда был преподнесен в дар музею дочерью Нестерова Натальей Михайловной Нестеровой.
Таким образом, факты указывают на то, что в жизни художников был период, когда, по словам самого Нестерова, их связывали «отношения ничем не омраченные».[7]
Но после 1910 года, когда Рерих вышел из объединения «Союз русских художников», в деятельности которого активное участие принимал Нестеров, и затем возглавил новое объединение «Мир искусства», отношение Нестерова к Рериху, как впрочем, и в целом к новому объединению, куда вошли художники другого, отличного от нестеровского, поколения, – это отношение стало менее терпимым. Но как бы то ни было, это не помешало Нестерову и при отсутствии личных контактов достойно оценивать творчество своего современника. Так, после посещения Музея Александра III (ныне Русский музей в Санкт-Петербурге ) в 1923 году Нестеров отметит в письме к одному из своих корреспондентов: «отличный Рерих (огромный успех в Америке)».[8] Хотя, если быть до конца правдивыми, то следует упомянуть, что уже в 1924 году Нестеров пишет по поводу Рериха с раздражением: земля в то время полнилась разными слухами и домыслами в связи с пребыванием Рерихов в Америке. Но это раздражение Нестерова касалось личности Рериха, а не его творчества, в котором многое было Нестерову близко.
Об отношении Рериха к Нестерову можно судить по его Листам дневника и по воспоминаниям того же Нестерова. Так, Нестеров вспоминает чествования в свой адрес в связи с персональными выставками в 1907 году, одним из организаторов которых был и Рерих.[9] Спустя годы Нестеров уже скептически об этом пишет, но для нас здесь важен факт высочайшей оценки Рерихом творчества художника. В высказываниях Рериха всегда звучит глубокое понимание той важной роли, которую сыграл Нестеров в развитии руского искусства. «Ведь Куинджи, Шишкин, Репин, Суриков, Нестеров, Васнецов – все это было и близким, и поучительным», – писал Николай Константинович в одном из своих очерков.[10]
Стремясь вернуться на родину, Рерих обращается с письмом в том числе и к Нестерову: не получив на него ответа, он спрашивает об этом письме у своего брата Бориса. К сожалению, ни о содержании письма, ни о времени его отправки сказать что-либо конкретное не представляется пока возможным. Но так как запрос к брату Борису относится к январю 1943 года, то можно предположить, что если письмо и застало Нестерова, который умер 18 октября 1942 года, то уже в очень болезненном состоянии.
Подводя итог этим скупым сведениям о личных отношениях между Нестеровым и Рерихом, можно сделать вывод, что тесной дружбы между художниками не было, их отношения носили больше приятельский и деловой характер. Но, помимо личностного, в истории существует родство творческое, более общее и явственнее проявляющее себя во времени. Как писал еще в начале века М.Фармаковский, сравнивая Нестерова и Рериха: «...они, столь различные, роднятся одним чувством – чувством преданности своему Святому искусству».[11]
Вслед за исследователями русского искусства конца XIX – начала XX века, упомянутыми выше, попытаемся теперь поближе рассмотреть взаимодействие творческих процессов двух стоящих рядом в истории живописи великих мастеров, один из которых стал, по словам Г.К.Вагнера, «последним большим художником Серебряного века».
- [1] Образование, 1908, № 8. М.В.Фармаковский (1873–1946) – русский художник. Автор признателен Людмиле Васильевне Короткиной, кандидату искусствоведения, сотруднику Государственного Русского музея, за оказанную помощь в ознакомлении с текстом этой статьи, издание которой является библиографической редкостью.
- [2] Эрнст С. Рерих. Пг., 1918. С. 63-64.
- [3] Беликов П.Ф., Князева В.П. Н.К.Рерих. М., 1972. Переиздана в 1996 году издательством «Агни», Самара, где см. С. 168.
- [4] Полякова Е.И. Николай Рерих. М., 1973. С. 213.
- [5] Вагнер Г.К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX – начало XX
- [6] Там же. С. 128
- [7] Нестеров М.В. Воспоминания. 1985. С. 269
- [8] Нестеров М.В. Письма. Л. Искусствою 1988. С. 288
- [9] Нестеров М.В. 1985. С. 269
- [10] Николай Рерих. Листы дневника. М., МЦР, 1995, том I. С. 379.
- [11] Фармаковский М. 1908. С. 44.
- [12] Над образом святого Сергия работали и другие русские художники, особенно в период приближения торжеств в честь 500-летия со дня кончины святого. Среди них были В.Васнецов, Е.Поленов, К.Коровин. Но только у Нестерова и Рериха образ св. Сергия стал одним из центральных в творчестве и был воплощён не в одном произведении, а в цикле работ.
- [13] Слово «светское» здесь употребляется как антитеза официально церковному, а не религиозному искусству.
- [14] По этому поводу исследователь А.Д.Алехин писал: «Творчество Рериха едино и последовательно. Вся его деятельность и, конечно, его искусство программны и глубоко рациональны. Но программность и рациональность чудесным образом уживались со свойственной ему поэтичностью, творческой фантазией, размахом и внутренним огнём». См.: Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. Статей. М., 1978. С. 61.
- [15] Нестеров М.В., 1985. С. 127.
- [16] В позднем варианте этой картины, 1931 года, нимб изображён.
- [17] Воспроизведение см. в кн.: Сергей Глаголь. Михаил Валентинович Нестеров. Жизнь и творчество. М. 1914. С. 47.
- [18] Кстати заметить, общность взглядов художников проявилась и в отношении к западноевропейской живописи. Оба они выделяли творчество французского художника второй половины XIX века Пюви де Шаванна.
- [19] Он писал: «Изображая схимника, представшего взору отрока Варфоломея, Нестеров хотел изобразить его таким, каким мог его увидеть отрок. И в своих стремлениях Нестеров, конечно, далеко уходит от собратьев-реалистов. Эти стремления сближают его с рядом новых течений, которые в самую свою основу положили ту же неразрывную связь живописи с передаваемой ею темой, которые хотят рисовать древнюю Русь в тех образах, какие создавал художник в доисторическую эпоху, хотят передавать историю в формах, родных её времени и пр. Во многом Нестеров является даже передовым бойцом этого направления, одним из первых его провозвестников. Но при этом, конечно, остаётся ещё большим вопросом, сделался ли сам художник духовидцем, верил ли он сам в появление святого схимника перед отроком Варфоломеем, да и нужна ли была неизбежно эта вера». См.: Сергей Глаголь, 1914. С. 47-48.
- [20] Нестеров М.В. «Продолжаю верить в торжество русских идеалов». Письма к А.В.Жиркевичу. Наше наследие, 1990, № 3. С. 20.
- [21] Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1976. С. 169-173.
- [22] Повторяем, что судить мы можем о ранних работах Нестерова, произведения 1931-32 гг. для анализа нам пока недоступны.
- [23] Тютюгина Н.В. Православная культура в живописи Н.К.Рериха. В сб.: Защитим Культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвящённой 60-летию Пакта Рериха. 1995. М., МЦР, 1996.
- [24] Кстати заметить, в советском искусствознании есть мнение, что данное изображение наиболее достоверно отображает реальный исторический облик святого.
- [25] Нестеров М.В., 1985. С. 155.
- [26] Глаголь С., 1914, С. 34. Воспр. см.: А.Михайлов. М.В.Нестеров. Жизнь и творчество. 1958. С. 123.
- [27] Вспр. см.: А.Михайлов, 1958. С.173.
- [28] Рерих, зная древние истоки этого символа, переносит его на Знамя Мира, призванного защищать культурное достояние всех наций и народностей нашей планеты.
- [29] См.: Письма Елены Ивановны Рерих. В 3-х томах. 1929-1955. Новосибирск, 1992-1993, т. I. С. 319; т. II. С. 279; т. III. С. 149. Е.И.Рерих писала: «Конечно, Преподобный Сергий, «Богом данный Воевода Земли Русской», есть единая Великая Индивидуальность, столь близкая нам. Теперь Вы понимаете, почему появилась книга «Знамя Преподобного». Близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и Строителем его Государства и Кто его Заступник, Хранитель и Водитель». См. также: Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991.
- [30] Цит. по кн.: Наше наследие, 1990, № 3. С. 22.
- [31] Рерих Н.К. Листы дневника. 1995, т. 1. С. 213.
- [32] Цит. по кн.: Держава Рериха. Составитель Л.В.Шапошникова. М., МЦР, 1993. С. 16.
- [33] Рерих Н.К. Листы дневника. 1995, т. 1. С. 213.