Всему вышесказанному хотелось бы сделать следующее заключение. Несмотря на такую очевидную разность творческих методов двух русских художников, Нестерова и Рериха, их, несомненно, сближает глубокая вера в духовность пути, каким шла и идет Россия, «...через Крестный путь и свою Голгофу – родина наша должна придти к великому воскресению. Когда оно свершится! – кто знает, – но знамение есть», – писал Нестеров.[30] «Великая вера заложена в творчестве. Издревле освещены пути художества», – отмечал Рерих.[31]
Истоки духовности России для Нестерова были заключены прежде всего в недрах православной культуры, для Рериха эти истоки были многообразны: он видел их и в язычестве Руси, и в связи ее с Востоком. Но как бы там ни было, Нестеров открыл новые пути для осмысления этой духовности в искусстве, обратившись к иконным образам в светской живописи и вводя в нее приемы иконописания. Единственным художником, который продолжил и развил эти начинания в русском искусстве начала XX века, оказался Рерих. Развил не только в плане формы, все активнее усваивая художественные принципы иконы, но и в плане глубины постижения духовной природы православной культуры. Нестерову этот путь позволил создать необыкновенно человечные образы святых, приблизив божественное к зрительскому восприятию, а Рериху – возвысить их до величественных вершин, внушая зрителю преклонение перед ними и устремляя его к этим вершинам. В этой связи вспоминаются слова Сергея Маковского, критика начала века: «Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой духовности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое – мир отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, близкой, общей для для целых эпох и народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера. Два пути творчества. Но цель одна. Достигая сновидения, и те, и другие художники (сознательно или невольно) создают символ. Цель – символ, открывающий за внешним образом мистические дали».[32] Точкой схода этих двух сторон бытия у Нестерова и Рериха явился образ святого Сергия, в силу и покровительство которого художники глубоко верили. И не такой уж случайностью нам видится факт совпадения во времени создания этого образа у двух великих русских живописцев.
Как писал Рерих: «Как бы ни шли путники разными тропами, но если вышли они под единым благословением, то и благодатно встретятся они на перепутьях».[33]









