Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Тютюгина Наталья Владимировна
Кандидат искусствоведения, ст. науч. сотрудник
Художественного музея им. М.В.Нестерова, г. Уфа

Рерих и Нестеров

В этой связи сразу же хотелось бы подчеркнуть: Нестеров и Рерих – единственные художники в русском искусстве рубежа веков, которые работали над циклом картин, посвященных Преподобному Сергию и православным святым.[12]

М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Среди работ Нестерова можно назвать такие его произведения, как «Пустынник» (1888–89), «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890), «Отшельник» (1890), «Юность Преподобного Сергия» (1892–1897), «Труды Сергия Радонежского» (1896-1897), «Молчание» (1903) и др.; среди работ Рериха – «Прокопий праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого» (1914), «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Меркурий Смоленский» (1918), «Святой остров» (1917), серия «Санкта» (1922), «Сергий-строитель» (1922, вариант 1940), «Святой Сергий Радонежский» (1923), «Борис и Глеб» (1942) и др. Эти циклы картин и Нестеровым и Рерихом были созданы в традициях светской живописи, вне официальной православной церковности, но воспринимаются они как предмет моления, как искусство, располагающее к духовному созерцанию Божественного. То есть, вольно или невольно, отойдя от официальной церковности, Нестеров и Рерих стоят у истоков создания в русской культуре новой среды, нового духовного пространства, в котором именно через светское[13] искусство создаются условия для реализации внутренних, религиозных потребностей зрителя, условия для молитвы, для индивидуального приобщения к Высшему. В этом плане Рерих является несравненно более масштабной фигурой, нежели Нестеров. В отличие от Нестерова, который шел по этому пути интуитивно, руководствуясь чувством, Рерих сознательно ставит задачу создать в искусстве новую иконографию, которая была бы близка представителям разных конфессий, – его взгляды о единстве истоков всех религий общеизвестны.[14] В этой связи можно вспомнить работы Рериха «Матерь Мира» (1924), «Мадонна Орифламма» (1923), «Fiat Rех» (1931) и др. Но в пределах православной традиции Рерих идет вслед за Нестеровым.

Православная традиция была глубоко близка Нестерову в плане религиозном и то, что он невольно вышел за ее рамки в искусстве, создавая религиозную живопись вне храма, во многом обусловлено духом времени, в которое он творил. Все культурное пространство России второй половины XIX – начала XX века было насыщено идеями поиска новых путей реализации духовных потребностей общества, официальная же церковь в этом плане уже давно не давала выхода.

Нестеров, будучи мастером своей эпохи, наиболее гармонично в станковой живописи отразил состояние молитвенного экстаза, причем не отходя от национальной православной традиции. Здесь мы имеем в виду не форму, так как древнерусскую живопись еще предстояло открыть, – под национальной православной традицией мы имеем в виду народное представление о святости. Первым таким опытом художника, сразу же выявившим его индивидуальность, была картина «Пустынник». Но настоящей сенсацией в кругу художников и критиков второй половины XIX века стала другая его работа.

В 1890 году Нестеров пишет картину «Видение отроку Варфоломею» на сюжет из жития Преподобного Сергия. На выставке передвижников вокруг картины разгорелись жаркие споры. Нестеров, вспоминая мнение старейших художников, не принявших картину, так передает их слова: «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика... круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль. И что особенно прискорбно, что автор делает все это сознательно и никакого раскаяния в нем не видно».[15] Нелегко давалось Нестерову утверждение в русском искусстве нового пути.

Н.К.Рерих «Пантелеймон-целитель»
Н.К.Рерих «Пантелеймон-целитель»

К подобному изобразительному приему в станковой картине, вслед за Нестеровым, обратился и Рерих. Пришел он к этому не сразу. Первоначально Рерих изображал святых вообще без нимбов, как можно видеть на картинах «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», «Пантелеймон-целитель» (1916).[16] Правда, нимбы все-таки присутствуют в тех случаях, когда Рерих всецело опирался на иконописную традицию, создавая храмовые росписи и иконы, или станковые картины, такие, например, как «Три радости» (1916), «Никола Можайский» (1920). Позже у Рериха появляются произведения, где в живописи все более гармонично соединяются иконописные и реалистические приемы за счет предельного обобщения формы и цвета. В рамках православной традиции здесь можно вспомнить его работы «Никола» (1916), «Меркурий Смоленский», полотна из сериии «Санкта».

  • [1] Образование, 1908, № 8. М.В.Фармаковский (1873–1946) – русский художник. Автор признателен Людмиле Васильевне Короткиной, кандидату искусствоведения, сотруднику Государственного Русского музея, за оказанную помощь в ознакомлении с текстом этой статьи, издание которой является библиографической редкостью.
  • [2] Эрнст С. Рерих. Пг., 1918. С. 63-64.
  • [3] Беликов П.Ф., Князева В.П. Н.К.Рерих. М., 1972. Переиздана в 1996 году издательством «Агни», Самара, где см. С. 168.
  • [4] Полякова Е.И. Николай Рерих. М., 1973. С. 213.
  • [5] Вагнер Г.К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX – начало XX
  • [6] Там же. С. 128
  • [7] Нестеров М.В. Воспоминания. 1985. С. 269
  • [8] Нестеров М.В. Письма. Л. Искусствою 1988. С. 288
  • [9] Нестеров М.В. 1985. С. 269
  • [10] Николай Рерих. Листы дневника. М., МЦР, 1995, том I. С. 379.
  • [11] Фармаковский М. 1908. С. 44.
  • [12] Над образом святого Сергия работали и другие русские художники, особенно в период приближения торжеств в честь 500-летия со дня кончины святого. Среди них были В.Васнецов, Е.Поленов, К.Коровин. Но только у Нестерова и Рериха образ св. Сергия стал одним из центральных в творчестве и был воплощён не в одном произведении, а в цикле работ.
  • [13] Слово «светское» здесь употребляется как антитеза официально церковному, а не религиозному искусству.
  • [14] По этому поводу исследователь А.Д.Алехин писал: «Творчество Рериха едино и последовательно. Вся его деятельность и, конечно, его искусство программны и глубоко рациональны. Но программность и рациональность чудесным образом уживались со свойственной ему поэтичностью, творческой фантазией, размахом и внутренним огнём». См.: Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. Статей. М., 1978. С. 61.
  • [15] Нестеров М.В., 1985. С. 127.
  • [16] В позднем варианте этой картины, 1931 года, нимб изображён.
  • [17] Воспроизведение см. в кн.: Сергей Глаголь. Михаил Валентинович Нестеров. Жизнь и творчество. М. 1914. С. 47.
  • [18] Кстати заметить, общность взглядов художников проявилась и в отношении к западноевропейской живописи. Оба они выделяли творчество французского художника второй половины XIX века Пюви де Шаванна.
  • [19] Он писал: «Изображая схимника, представшего взору отрока Варфоломея, Нестеров хотел изобразить его таким, каким мог его увидеть отрок. И в своих стремлениях Нестеров, конечно, далеко уходит от собратьев-реалистов. Эти стремления сближают его с рядом новых течений, которые в самую свою основу положили ту же неразрывную связь живописи с передаваемой ею темой, которые хотят рисовать древнюю Русь в тех образах, какие создавал художник в доисторическую эпоху, хотят передавать историю в формах, родных её времени и пр. Во многом Нестеров является даже передовым бойцом этого направления, одним из первых его провозвестников. Но при этом, конечно, остаётся ещё большим вопросом, сделался ли сам художник духовидцем, верил ли он сам в появление святого схимника перед отроком Варфоломеем, да и нужна ли была неизбежно эта вера». См.: Сергей Глаголь, 1914. С. 47-48.
  • [20] Нестеров М.В. «Продолжаю верить в торжество русских идеалов». Письма к А.В.Жиркевичу. Наше наследие, 1990, № 3. С. 20.
  • [21] Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1976. С. 169-173.
  • [22] Повторяем, что судить мы можем о ранних работах Нестерова, произведения 1931-32 гг. для анализа нам пока недоступны.
  • [23] Тютюгина Н.В. Православная культура в живописи Н.К.Рериха. В сб.: Защитим Культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвящённой 60-летию Пакта Рериха. 1995. М., МЦР, 1996.
  • [24] Кстати заметить, в советском искусствознании есть мнение, что данное изображение наиболее достоверно отображает реальный исторический облик святого.
  • [25] Нестеров М.В., 1985. С. 155.
  • [26] Глаголь С., 1914, С. 34. Воспр. см.: А.Михайлов. М.В.Нестеров. Жизнь и творчество. 1958. С. 123.
  • [27] Вспр. см.: А.Михайлов, 1958. С.173.
  • [28] Рерих, зная древние истоки этого символа, переносит его на Знамя Мира, призванного защищать культурное достояние всех наций и народностей нашей планеты.
  • [29] См.: Письма Елены Ивановны Рерих. В 3-х томах. 1929-1955. Новосибирск, 1992-1993, т. I. С. 319; т. II. С. 279; т. III. С. 149. Е.И.Рерих писала: «Конечно, Преподобный Сергий, «Богом данный Воевода Земли Русской», есть единая Великая Индивидуальность, столь близкая нам. Теперь Вы понимаете, почему появилась книга «Знамя Преподобного». Близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и Строителем его Государства и Кто его Заступник, Хранитель и Водитель». См. также: Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991.
  • [30] Цит. по кн.: Наше наследие, 1990, № 3. С. 22.
  • [31] Рерих Н.К. Листы дневника. 1995, т. 1. С. 213.
  • [32] Цит. по кн.: Держава Рериха. Составитель Л.В.Шапошникова. М., МЦР, 1993. С. 16.
  • [33] Рерих Н.К. Листы дневника. 1995, т. 1. С. 213.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru