Еще одна форма неразумной затраты умственной энергии, встречающаяся постоянно среди европейцев, это – страсть к спорам. Большинство современных европейцев одержимы желанием убеждать всех и каждого в том, что их собственное мнение – самое верное. Более мудрые люди знают, что у истины столько граней, что каждое мнение может заключать в себе какую-либо дробь той или другой стороны истины. Чем больше это сознаешь, тем меньше хочется спорить, и тот, кто спорит наиболее горячо и смело, знает обыкновенно меньше всего.
Оккультист, знающий закон сохранения умственной энергии, отличается спокойствием, ровностью настроения и такой властью над своими мыслями, что он умеет останавливать процесс мышления, когда считает нужным дать отдых своему мозгу. Вследствие этого он надолго сохраняет свежесть и силу своего ума.
Б. А теперь поговорим вот о чем. В различных конфликтных и просто бытовых ситуациях мы склонны искать вину в окружающих обстоятельствах. Это вместо того, чтобы принять их как единственно возможные, благословить их, считая теми ступенями, по которым только и можем двигаться, совершенствуя себя.
Л. Да, знакомые поиски внешних причин, попытки устранить «неудобного» человека, «мешающее» окружение и т.д. И другая крайность – при первой же неудаче во всем обвинять себя, заниматься самоосуждением, самобичеванием... Сам знаешь, как тяжело находиться рядом с таким человеком. И это вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию, сделать выводы и, учась на своей ошибке, идти дальше.
Б. Мы все люди, и все совершаем ошибки. И, разумеется, не можем не обсуждать мотивы действий тех людей, с которыми соприкасаемся в тех или иных ситуациях. Но обсуждать – не значит осуждать. Признаком, высокого и развитого духа будет именно качество неосуждения, пусть даже разговор ведется о чьих-то тяжких проступках или ошибках. Чувства понимания, сострадания, желания помочь... – на волне этих искренних – побуждений мы, видимо, только и имеем право вести подобные разговоры.
Мне хочется привести слова духовного завещания отца к дочери, взятые из романа К. Антаровой «Две жизни».
«Осознай глубже, Алиса, величайшую мудрость жизни: каждый может прожить только свою собственную жизнь. И сколько бы ты ни любила людей, – ни мгновения их жизни ты не проживешь. Не набирай на свои плечи долгов и обязанностей, которых на тебя никто не взваливал. Иди радостно. Просыпаясь утром, благословляй свой новый расцветающий день и обещай себе принять ДО КОНЦА все, что в нем к тебе придет. Творчество сердца человека в его простом дне. Оно в том и заключается, чтобы принять в дне все обстоятельства как неизбежные, единственно свои, и их очистить любовью, милосердием, пощадой. Но это не значит согнуть спину и позволить злу кататься на тебе. Это значит и бороться, и учиться владеть собой, и падать, и снова вставать, и овладевать препятствиями, и побеждать их. Может быть, внешне не всегда удается их побеждать, но внутренне их надо всегда победить любя. Старайся переносить свои отношения с людьми из мусора мелкого и условного в огонь Вечного. Ищи всюду Бога и законов его.
Ломай вырастающие перегородки между собой и людьми. И ищи в наибольшем такте всех возможностей войти своим сознанием в положение того, с кем общаешься. И ты всегда найдешь, как тебе разбить препятствия предрассудков, нелепо встающих между людьми, открыть все лучшее в себе и пройти в храм другого. В себе найди цветок любви и брось его под ноги тому, с кем говоришь. И только в редких случаях встречи с абсолютно злыми людьми останутся без победы твоей любви. Таково мое тебе духовное завещание, Алиса. Но если увидишь потемневшее сознание, – иди мимо. Благословляй и прощай, но никогда не прикасайся к ним. Не старайся обратить их на путь истины. Это невозможно».
Л. Счастливы те из нас, кому привелось в жизни встретить людей, живущих по таким законам. Ведь сильней всего впечатляет живой пример. Как, впрочем, и примеры отрицательные. Непредвзято, доброжелательно, мудро анализируя поступки окружающих, находя истоки этих поступков, мы часто начинаем видеть причины многих собственных неудач, находим в себе те качества, которых раньше не замечали. Если бы мы умели учиться на чужих ошибках, нам не пришлось бы столько страдать. Но с другой стороны, только прочувствованное лично можно передать другому как совет, как дружескую помощь.
Б. Нельзя не вспомнить величественный и одновременно трагический в своем высоком значении пример, когда Великий Учитель Христос моет ноги своим ученикам. Чего здесь больше – смирения, всепрощения, любви? Все превышние чувства сплетаются воедино. Но один из самых, на мой взгляд, сильных заветов, который содержится в этом высоком действе, – это служение ближнему своему, на основе которого только и возможно истинное сотрудничество, и заповеданная нам община.
А вот как происходит в нашей обыденной жизни. Читавшие книги Живой Этики знают выражение «осмотреть доспех брата своего». И вот одна наша знакомая попала в ситуацию, когда человек, именно так называя свое действие, в весьма категоричной и нетерпимой форме указал на ее недостаток. Хорошо, что рядом находился их старший товарищ, который назвал содеянное не «осмотром доспехов», а «снесением головы ближнему своему». А если рядом не окажется более мудрого и опытного руководителя? Какая же нужна чуткость и бережность, чтобы, оказывая помощь, не навредить, какая соизмеримость, чтобы найти нужные слова, пусть порой суровые, но проникнутые тактом, любовью к конкретному человеку.