Юшковы стремятся показать себя большими знатоками Живой Этики. Несомненно, им известно и такое положение Учения: «Каждое ложное обвинение, подозрение и утверждение немедленно отягощает пославшего. Неразумно надеяться, что последствия лжи можно отложить или скрыть...». (Агни Йога, § 146).
Мы все хорошо знаем это положение, но часто в своих делах забываем о нем.
V. Учение развивается последователями
Резкий протест моих оппонентов вызвало высказывание о том, что в книге «Жемчуг исканий» дается разъяснение и дальнейшее развитие Живой Этики. Им представляется это невозможным. При этом Юшковы опираются на два высказывания Елены Ивановны Рерих, которые мне очень близки и которые я полностью разделяю.
1. «Книги Учения, в которые, конечно, входят все жемчужины Востока и «Тайная Доктрина», и «Письма Махатм» дают огромную пищу духу и знанию, и вряд ли одной жизни хватит, чтобы изучить их как следует» (27.01.33).
2. Если бы читающие книги Учения Жизни, или Живой Этики, вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые области знания, затронутые в них, и задались целью основательно изучить их, то материала в них хватило бы не на одну, но на несколько жизней» (30.06.34).
Думается, это тот случай, когда из правильных положений делается неверный вывод. Я глубоко убежден, что Учение Живой Этики дано на весь предстоящий шестой цикл развития человечества. В течение веков люди будут черпать из этого Океана Мудрости. Но это не значит, что они должны просто повторять заученные формулы.[24] Нет, опираясь на данный фундамент, мы должны искать и находить ответы на возникающие вопросы, искать и находить решения. Это и есть развитие Учения.
Учение развивается его последователями, конечно, при помощи Иерархии. Последователь - это не тот, кто просто читает Учение, а тот, кто ему следует, то есть применяет Учение в жизни каждого дня. Настоящих последователей совсем немного, и мы должны оберегать этих подвижников.
Б.А.Данилов считает, что «право развивать и дополнять это Учение может принадлежать только Тому, Кто его дал» ([5], с. 6). Думаю, это спорное положение. Елена Петровна Блаватская говорила, что в «Тайной Доктрине» она повернула ключ только один раз, а всего оборотов должно быть семь. Остальные шесть оборотов каждый должен сделать самостоятельно. Разве это не будет развитием Учения? Конечно, многим потребуется не одна жизнь, чтобы справиться с этой задачей.
В порыве «благородного негодования» авторы восклицают: «Подумать только, самоутвержденный авторитет, на деле не обнаруживший даже элементарной человеческой этики в своем поведении (оставим эту клевету на их совести - мы уже не мало говорили об этом - Л.Г) Н.А Зубчинский (Уранов) претендует на дальнейшее разъяснение и продолжение Учения Живой Этики, данное человечеству величайшим в своем самоотвержении Великим Учителем!» ([3], с 8). Прежде всего, Уранов ни на что не претендовал. Он просто работал, творил, писал на темы Учения. Это мы, его читатели, вправе каждый по-своему оценивать его произведения. За свою оценку, за свои слова несу ответственность только я сам.
Я убежден, что Великий Учитель, давший Учение, был бы очень огорчен, если бы люди, приняв Дар, застыли бы в благоговейном страхе, боясь сделать самостоятельные шаги.[25] Это бы означало конец развития. И это противоречит Воле Космоса. Ведь задача эволюции - вовсе не в том, чтобы сделать из нас «преданных» попугаев, а в том, чтобы воспитать сознательных строителей Космоса, которые бы могли с полным правом носить звание Гражданина Вселенной.
Конечно, необходима величайшая бережность к Учению. Нельзя допускать вольного, легкомысленного отношения к нему. Но и нельзя допускать догматизации Учения. Найти правильное соотношение есть искусство последователей.
Это хорошо понимал такой близкий к Рерихам человек, как П.Ф.Беликов. Читаем в его замечательной книге «Рерих. Опыт духовной биографии»: «Также Агни Йога оставляет место для всего нового, что должно еще придти: "Спросят: почему Учение не имеет законченных положений? Отвечайте: ибо в законченности смерть". Яснее и короче нельзя сказать».[26] К этой мысли П.Ф.Беликов возвращается не один раз. «Творческий подход к даваемому Учению был обязательным условием. Впервые давалась свобода инициативе, и отсутствие в Учении готовой законченной системы предполагало вечное становление мира».[27] Разумеется, Беликов приводит соответствующие выдержки из Учения. Я не буду воспроизводить их. Каждый изучающий Живую Этику сам найдет соответствующие положения в Учении. Укажу только на один весьма важный для нашей темы параграф: «Агни Йога», § 481.
Статья Юшковых заканчивается цитатой: «Безумен тот, кто на Земле присвоит себе Учение Жизни» («Братство», § 283). Это положение легко оборачивается против них самих, ибо это они хотят присвоить себе исключительное право трактовать и «оберегать» Учение, судить - что можно и чего нельзя делать.
- [1] Н.Уранов. Огонь у порога. Новосибирск, 1995-222 с.
- [2] Н.Уранов. Вершины. Новосибирск, 1995 -125 с.
- [3] Наталия Юшкова, Андрей Юшков. Не раскрывайте случайных книг! // Перед Восходом, 1995, № 6(14), с.4-8.
- [4] Гиндилис Л.М. Жемчуг исканий Николая Уранова // Мир Огненный, 1995, № 1/6, с.87-105; № 2/7.
- [5] В процессе работы с издательством мне пришлось написать несколько вариантов предисловия. Один из них лег в основу моей статьи в «Мире Огненном» № 4/15, на которую ссылаются Юшковы. Варианты отличаются более или менее полным изложением и анализом содержания книги, но в биографической части они, по существу, идентичны. Эти же биографические сведения я использовал в предисловии к книге «Огненный подвиг» I.
- [6] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т.2, с. 493.
- [7] Так же как и А.П.Хейдок. За что он позднее поплатился несколькими годами заключения. Когда Альфред Петрович приехал в Советский Союз, он не помышлял о прекращении переписки с Учителем. Многие люди предупреждали его, что этого делать не следует, говорили о неизбежных последствиях. Даже работники почты в небольшом североуральском городке не советовали «чудному старику» отправлять то «злополучное» письмо. Но Альфред Петрович был человеком принципиальным и мужественным. Он считал недопустимым прекратить переписку с Учителем из соображений личной безопасности. Письмо было отправлено, и вскоре его автор – арестован за связь с заграницей.
- [8] И.В.Орловская – заведующая архивным отделом МЦР.
- [9] Выступление Л.И.Урановой публикуется в данном номере журнала, с.58-61.
- [10] В одном из писем к Елене Аркадьевне Николай Александрович писал: «Очень важно! Передай, пожалуйста, К. («Капитану» - Л.Г.): «Большой привет от таежников. Каждую неделю они посылают Вам сердечный привет и будут делать это всегда, несмотря ни на что». (7.02.70).
- [11] Речь идет о переезде Н.А. и Л.И. в Усть-Каменогорск.
- [12] Речь идет о прямом письме без посредников.
- [13] Это сообщение до Н.А. не дошло.
- [14] Н.Уранов. Огненный подвиг, ч.I, с. 286.
- [15] Очерк заканчивается ободряющими словами: «Не только предупредить, но и ободрить нужно идущего. Сказано: «Кто с Нами, тот иногда знает час борьбы, но так же знает и то, что ОН ВСЕГДА ПОБЕДИТЕЛЬ». При этом не следует забывать, что «... быть с Нами – это значит ЗНАТЬ Учение... знать Учение – значит ПРИМЕНЯТЬ» И благо тем, кто не только не устрашится борьбы, но и полюбит это состояние, от которого все равно никуда не уйти!» Уранов хорошо знал, на что идет.
- [16] Наталии Дмитриевне Спириной.
- [17] Геннадию Петровичу Кучме.
- [18] К сожалению, так бывает далеко не всегда. Вот что пишет об этом Б.Н.Абрамов: «Только не ждите благодарности за деяния ваши, ибо чувство признательности – качество редкое среди людей. Только за редкими исключениями наблюдается оно в подходящих» (Грани Агни Йоги, т.5, 542).
- [19] Помню, однажды я прочитал Альфреду Петровичу очередное Послание человечеству от Космического Разума, которое тогда ходило в Москве по рукам. Там было много положений, созвучных Учению, но что-то все же смущало. Альфред Петрович слушал внимательно, не перебивая и не комментируя. Когда я кончил, он помолчал, а потом произнес только одну фразу: «Какая бездуховная вещь!» Этим было сказано все.
- [20] Я цитировал А.П.Хейдока по имеющемуся у меня машинописному тексту с его собственноручной подписью. Позднее его очерк «Жизнь-подвиг» был опубликован в сборнике «Радуга чудес» (Рига: Виеда, 1994). Там он публикуется без купюр.
- [21] «Сознательные духи приходят на этот план учиться, бессознательные – наслаждаться. Это одно и то же. Каждое наслаждение имеет обратную сторону. Связавшись с приятной стороной, человек непременно познает и неприятную сторону и таким образом научится разбираться, что хорошо и что плохо. Только второй путь много длиннее первого» («Жемчуг исканий», § 166).
- [22] С которой они знакомы, судя по всему, только по моей статье.
- [23] Которые они, скорее всего, не читали (не раскрывайте случайных книг!).
- [24] Далее идет цитата, которую Юшковы, во-первых, приводят не полностью, а, во-вторых, опуская кавычки, приписывают, тем самым, мне ее содержание.
- [25] Основательно изучить новые области знания, затронутые в Учении (о чем пишет Е.И.) – разве это не будет развитием Учения?
- [26] Давайте еще раз внимательно прочтем и подумаем над содержанием § 13 из книги «Агни Йога», где говорится о Фоме Кемпийском. Давайте прочтем весь параграф и обратим внимание на слова: «Именно сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании».
- [27] Беликов П.Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994, с.188.